Разделы
Материалы

Украинские компании претендуют на нефтегазовые месторождения Алжира

В январе 2010 года несколько украинских компаний впервые могут принять участие в тендере на разработку газовых и нефтяных месторождений на юге Алжира.

"Несколько украинских предприятий заинтересовались (в тендере), - сказал Фокусу исполняющий обязанности временного поверенного в делах Украины в Алжире Андрей Билецкий. - Не буду говорить, кто, это коммерческая тайна, ведь тендер еще не выигран". По словам Билецкого, среди компаний, подавших заявку, есть и государственные, и частные компании.

Сегодня в Алжире в области исследования газовых и нефтяных месторождений уже работают крупнейшие корпорации. Среди них есть британские (BP, Shell), итальянские (ENI), французские (Gas de France, Total), а также российские компании ( Газпром, Роснефть, Стройтрансгаз, Лукойл). Некоторые алжирские специалисты в нефтегазовой сфере оценивают шансы украинцев получить право на разработку месторождений как сомнительные: "В Алжире присутствуют некоторые иностранные компании, которые в стране хорошо знают, ведь они работают с нами не первый год, - заявил Фокусу эксперт в области энергетики Абдулахан Ламини. - Это для наших чиновников имеет значение, т.к. они (компании) работали в Алжире, когда никто другой не хотел заходить на наш рынок. По словам эксперта, для министерства энергетики и государственной компании Sonatrach (монополиста в сфере добычи углеводородов) приоритетными являются те предприятия, которые им известны. "Это не значит, что новая компания не может зайти на рынок Алжира, но должны быть и политические усилия. Ведь везде бизнес – это смесь экономики и политики", - говорит Ламири. Согласно местному законодательству, в случае обнаружения месторождения, 51% акций предприятия получает компания Sonatrach.

Компания, инвестировавшая в проект, может рассчитывать на 25% прибыли от продажи углеводородов. Главный рынок для алжирского газа и нефти – Европа. Ежегодно страна экспортирует в Европу около 62 млрд. кубометров газа. Бюджет страны более чем на 90% наполняется за счет экспорта углеводородов. Алжир уже выбрал около 50% известных запасов топлива, но в планах руководства страны к 2015 году экспортировать не менее 90 млрд. кубометров. По словам местных экспертов сегодня освоена только пятая часть нефтяных и газовых запасов страны. У государственной компании Sonatrach нет технических возможностей в области исследования новых месторождений, поэтому идет активное привлечение в эту область иностранного капитала. Украина также могла бы покупать алжирский сжиженный газ по примеру Франции, Бельгии, Турции, Испании или Италии. Схема поставок уже обсуждалась заинтересованными в проекте сторонами. "В Киеве проводилось совещание при участии Нафтогаза, турецких и японских предприятий, и предварительная договоренность была достигнута, - говорит Фокусу Андрей Билецкий. – Законы Турции не запрещают прохождение танкеров через Босфорский пролив, значит, это возможно". Опытом участия в подобном проекте могли бы поделиться с украинцами поляки. Они уже строят терминал для перевалки сжиженного газа на Балтийском море совместно с Sonatrach. Впрочем, алжирский газ вряд ли когда-нибудь станет альтернативой российскому ."Мы не хотим играть такую роль (поставщика, который заменит Россию), и не хотим поставлять газ в Европу вместо России", - заявил Фокусу Мбарек Сераи, советник бывшего президента Алжира Ламина Зеруаля.

Яна Седова, Фокус