Мир топит кризисную депрессию в виски, радуя производителей ростом продаж. Об этом, а также о том, почему украинские любители водки переходят на виски, Фокусу рассказал Александр Рикар, внук основателя компании Ricard
Француз Александр Рикар – генеральный директор компании Irish Distillers Pernod Ricard, которая производит известный ирландский виски Jameson. В Украину Александр приехал впервые, чтобы мотивировать коллег из украинского офиса продавать больше этого напитка. Сидя за столиком ресторана в столичном отеле "Воздвиженский", Рикар-младший рассуждает о том, что заставляет любителей спиртного переходить на элитный алкоголь и как этому способствует кризис.
– Безусловно, кризис повлиял на продажи. Но если взять большой временной отрезок, на нем заметны и подъемы, и падения. Потребление Jameson в мире в прошлом маркетинговом году выросло на 8%. Этот виски, кстати, выжил даже после серьезного спада продаж в предыдущий кризисный период 1997 года.
Причина этому – глобальная "премиумизация" потребления. Весь мир движется к тому, чтобы пить хороший алкоголь. Людей подталкивает прогресс. При этом виски – наиболее активно растущая категория. За ним идет водка.
– То есть водка – главный конкурент виски?
– Но здесь, кстати, также наблюдается определенный сдвиг в сторону премиальных видов, то есть если водка, то тоже очень качественная, дорогая.
– Насколько популярен виски среди украинцев?
– В Украине наши продажи растут. Лично я ничего не имею против такой тенденции. Думаю, это связано с тем, что люди открывают для себя новый приятный вкус и хотят вернуться к нему еще и еще.
– Подорожала ли ваша продукция в Украине из-за девальвации гривны и как это отразилось на продажах?
– Цены выросли на 30% (в супермаркетах бутылка Jameson 0,7 л стоит от 200 до 370 грн. – Фокус), но я не думаю, что именно это отразилось на продажах. Больше повлияло то, что люди стали реже посещать бары, кафе, рестораны. Ведь виски пробуется чаще всего именно там, а не дома. В Украине в этом плане ощутимо пострадал восточный регион, по которому кризис ударил особенно сильно. Кроме того, продажи подкосило и то, что обанкротились некоторые сети, которые продавали нас в регионах.
– Какие страны показали самый большой спад продаж?
– Самые тяжелые кризисные рынки – это Ирландия, Испания, Южная Корея, Россия, а также сегмент дьюти-фри. Что касается Украины, то, как мы знаем, здесь кризис ощущается особенно сильно, и это не смогло не повлиять на наши успехи. Но мы пришли на украинский рынок надолго и видим в нем перспективу.
– В нашей стране, чтобы бренд продавался в кафе или ресторане, необходимо платить "за вход". В других странах это тоже практикуют?
– Все зависит от страны. Например, в Ирландии Jameson обязательно должен быть в любом баре. И за это мы не платим. Но вот в США, Китае, Гонконге напротив: чтобы наш виски стоял на полках некоторых эксклюзивных заведений, компании пришлось раскошелиться. Но и тут мы платим не за один бренд, а за всю линейку брендов (см. справку Фокуса).
– А в Украине?
– Здесь мы за деньги "заходили" только в бары и рестораны очень высокого уровня. Но в основном платить не пришлось. Бренд достаточно популярен, и бармены сами хотят, чтобы он был в их распоряжении.
– Подделывают ли Jameson?
– Известные бренды подделывают всегда. И Jameson не исключение. К нашему счастью, процент копий достаточно низкий. Мы полагаемся на удачу, чтобы он не вырос. Дело в том, что в Ирландии существует только три завода по производству виски. И вся их продукция продается очень хорошо. Поэтому если кто-то и подделывает виски, то только потому, что они хотят скопировать вкус ирландского виски, который нельзя сравнить с шотландским. На украинском рынке проблемы с подделкой Jameson нет. Более остро стоит вопрос ввоза брендов контрабандным путем. (По разным оценкам, нелегально в Украину ввозится от 20 до 60% импортного алкоголя. – Фокус).
– Вы, конечно, пьете только виски, который производит ваша компания?
– Надеюсь, что в этот раз мне удастся попробовать что-нибудь украинское.
Откуда виски
Pernod Ricard – французская корпорация – производитель и дистрибьютор элитного спиртного. Основана в 1975 г. путем слияния компаний Pernod и Ricard. За 30 лет корпорация поглотила немало известных брендов и стала второй в мировом рейтинге гигантов алкогольной индустрии, уступив лишь британской Diageo. В портфеле Pernod Ricard – около 100 торговых марок, из которых на полках украинских магазинов можно увидеть АрАрАт, Absolut Vodka, Martell, Chivas Regal, Becherovka, Jameson, Olmeca и другие. Чистая прибыль Pernod Ricard в 2008–2009 финансовом году составила 966 млн. евро.
Екатерина Шаповал, Фокус