Разделы
Материалы

Бюджетный миф

Каждое новое правительство называет подготовленный им проект госбюджета «бюджетом развития». Однако четкого определения такому понятию никто никогда не давал. Поэтому оппозиция считает, что «развивать» бюджет-2007 будут только для избранных


Науке неизвестно

"Бюджет — это все проедание. Всегда. Есть две системы финансирования: кредитная (возвратная) и безвозвратная. Бюджет имеет безвозвратную природу", — сказал Фокусу экс-министр финансов Виктор Пинзеник.

Не знает, что подразумевается под "бюджетом развития" и экономическая наука. "В мировой практике такого понятия нет", — сказал Фокусу директор экономических программ Центра Разумкова, доктор наук по госуправлению Василий Юрчишин. А завотделом Национального института стратегических исследований, кандидат экономических наук Ярослав Жалило отметил, что в некоторых странах (например, в Японии и Южной Корее) так называемый "бюджет развития" является составляющей государственного бюджета. К нему относятся статьи расходов на инвестиции, на покупку инновационного оборудования.

Определить, в какой степени бюджет направлен на развитие, можно по показателю доли доходов бюджета в валовом внутреннем продукте (ВВП). Грубо говоря, эта цифра говорит о том, какую часть заработанного бизнес отдает государству в виде налогов и сборов. "Уменьшение такого показателя означает, что у субъектов экономики остается больше денег на развитие. Чем богаче страна, тем больше она может позволить себе перераспределять через бюджет", — поясняет Юрчишин.

В странах Евросоюза этот показатель составляет более 40%, а в известной своей социальной ориентацией Швеции и вовсе переваливает за 60%. В Украине процент существенно ниже, но его подъем был зафиксирован в 2005 и 2006 гг., т.е. при "оранжевой" власти, отличившейся социальной щедростью (см. диаграмму). В бюджетном законопроекте нынешнего года долю доходов бюджета в ВВП Украины решили снизить, что уже вызвало шквал критики со стороны оппозиции.

Но сравнивать эти показатели не всегда корректно. "Если мы посмотрим на Швецию, можно подумать, что у них вообще все проедается. А в США, наоборот, через бюджет распределяется 23-25%. Просто это разные модели экономики", — отмечает Юрчишин. Ярослав Жалило подчеркивает, что снижение налогового давления "вовсе не означает, что предприятия направят эти средства именно на развитие". Кстати, подобные опасения есть и у оппозиционных депутатов, окрестивших финансовый план на 2007 г. "бюджетом для своих".

Кредиты вместо дотаций

У правительства своя логика — в будущем году оно предлагает поддерживать инфраструктурные проекты не прямым финансированием из госказны, а с помощью стимулирования кредитования, т.е. бюджетной компенсации части кредитных ставок. "Тут нужно говорить, что каждая гривна (из госбюджета — Фокус) дает 10 грн. привлеченных средств", — аргументирует такую позицию замминистра финансов Сергей Рыбак. Хотя и признает, что будущий год с точки зрения развития будет лишь переходным, "толчковым для экономики". "Мы не хотим ни в коей мере уменьшить социальные гарантии, но мы пытаемся найти баланс между социальной и инвестиционной составляющими", — сказал Фокусу замминистра.

Некоторые направления "инвестиционно-инновационной модели" конкретизировал еженедельнику первый замминистра финансов Вадим Копылов. По его словам, инновационная часть — это разработки Академии наук. Что касается инвестиционных направлений, то это поддержка АПК и по линии Минпромполитики (удешевление процентов по кредитам), а также средства для авиапрома, ЖКХ и строительства. "Толчок к инвестиционной деятельности — в создании инфраструктуры", — убежден Вадим Копылов.

Общий размер средств, направленных на удешевление кредитов, составляет 1,8 млрд. грн., сообщил, представляя бюджет ко второму чтению, первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров. Из них финансирование предприятий АПК составит 667 млн. грн, инновационных и инвестиционных проектов — 145,5 млн., строительства энергоблоков электростанций — 652 млн. грн, самолетостроения и космической отрасли — 724 млн. грн. "Выделение этих средств даст возможность дополнительно привлечь более 9 млрд. грн. кредитных ресурсов", — считает Азаров.

Характерно, что он счел своим долгом отдельно упомянуть о 150 млн. грн., которые предусмотрены в бюджете на строительство пассажирского центра аэропорта "Борисполь", но дипломатично умолчал о 140 млн. грн., которые пойдут на реконструкцию аэропорта "Донецк".

15 дней на раздумья

Не факт, что все заявленные планы удастся воплотить. Например, поддерживать АПК намерены за счет средств от приватизации, план поступлений от которой пока под большим вопросом. "Удешевления кредитов аграриям не будет. Впервые это статья расходов, привязанных к приватизации, — говорит Виктор Пинзеник. — Таких привязанных статей в бюджете не должно быть вообще. Потому что не получили источник — нет и финансирования".

В ходе обсуждения проекта бюджета в парламенте также выяснилось, что новая цена на газ вывела за порог рентабельности химические предприятия. Азаров, правда, отметил, что предусмотренные средства на удешевление удобрений для аграриев — не что иное, как дотация тем же химикам. Но может случиться то же, что и с кредитами и приватизацией: нет средств — нет и поддержки химпредприятий.

"Чтобы бюджет имел право называться инвестиционно-инновационным, недостаточно только продекларировать объемы финансирования", — заявил Фокусу экс-премьер, народный депутат Анатолий Кинах. По его словам, ввиду отсутствия приоритетов, государственных целевых программ и четкого алгоритма их финансирования предложения

Кабмина напоминают попытки ручного управления процессами. "Это угрожает не только коррупцией, но и неэффективным использованием средств, которые называются в структуре бюджета инновационно-инвестиционным ресурсом", — подчеркнул Кинах. Он считает, что в числе приоритетов должны быть энергосбережение и энергоэффективность, а также генная инженерия и развитие ракетно-космического комплекса, который сможет обеспечить мощный рынок космических услуг.

Но лучше всех по поводу отечественного бюджета высказался директор ЕБРР в Украине Камен Захариев: "Для одних это будет бюджет развития. А для других — проедания". Однако точку в бюджетной эпопее должен все же поставить Президент. А его позиция пока неясна: в то время как председатель бюджетного комитета "регионал" Владимир Макеенко уверяет, что все президентские предложения были учтены, его первый заместитель "нашеукраинец" Павел Жебривский говорит обратное. Примечательно, что последние "бюджетные" предложения Виктора Ющенко поступили, по словам председателя бюджетного комитета, в 8:45 утра в день голосования.

По словам руководителя службы социально-экономического развития секретариата Президента Александра Шлапака, не учтены предложения главы государства относительно более высоких социальных стандартов и финансирования Вооруженных сил. "Я лично буду рекомендовать не подписывать такой закон о бюджете", — подчеркнул Шлапак. Президент, как утверждают в его канцелярии, взял на раздумье свои законные 15 дней.