Разделы
Материалы

Приключения инвесторов в Украине: почему они убегают

Иностранных инвесторов в Украине пугает не кризис, а местные традиции ведения бизнеса. Им приходится учиться давать взятки и нарушать законы – и все для того, чтобы заработать больше, чем на родине. Те, кому эта учеба не по силам, уходят из страны

Французскую компанию Bel, купившую в 2007 г. сырзавод "Шостка", местные жители, мягко говоря, не очень любят. За два с лишним года у шосткинцев появилось немало поводов для недовольства: от закрытия цеха мороженого до слива молочной сыворотки в загородный ручей. Вероятнее всего, аналогичные действия местных производителей вряд ли бы вызвали такую ненависть, а вот к иностранным сыроделам снисхождения нет. В итоге капиталистическое руководство завода "воспитывает" недавно созданный альтернативный профсоюз, а инвесторов, вложивших в предприятие около 1 млн. евро, клеймит местная пресса.

Но непростые отношения с местным населением – не самая большая проблема, с которой Bel пришлось столкнуться на украинской земле. Еще более неприятный сюрприз французам преподнесли не люди, а… коровы. Их молоко оказалось настолько низкого качества, что делать из него хороший сыр весьма непросто. "Украинское сырье бедно белками и жирами, – жалуется генеральный директор шосткинского гормолкомбината "Bel – Украина" Шафик Хаммади, – но особенно неприятно, что такое некачественное молоко постоянно дорожает, ведь его становится все меньше". Недонадои сможет остановить только поддержка отрасли на уровне правительства, считает французский бизнесмен.

Масса подобных проблем ждет всех иностранцев, рискнувших делать бизнес в Украине. По оценкам польской газеты Rzeczpospolita, предприниматели, инвестирующие в страны Восточной Европы, с самыми большими сложностями сталкиваются именно в нашей стране. "Это непрогнозируемый рынок, на котором мелкие вопросы вырастают до огромных проблем", – цитирует издание слова Адама Спихальского, операционного директора коллекторской компании Infos. После четырех лет работы Infos сворачивает бизнес в Украине.

Погода отвратительная

Шафик Хаммади сравнивает ситуацию в Украине с сильнейшим штормом, при котором он – капитан корабля – должен вести свое судно. Неповоротливости плавсредству добавляют почти 19 млн. грн. невозвращенного государством НДС. Схожая ситуация наблюдается и во многих других компаниях с иностранным капиталом. Так, по данным Американской торговой палаты в Украине – лоббиста интересов бизнеса нерезидентов, украинской "дочке" американского зернотрейдера Cargill госбюджет задолжал 215,7 млн. грн., розничному подразделению Shell – 8,754 млн. грн., а Международным авиалиниям Украины – 60 млн. грн. В целом, как сообщил президент Виктор Ющенко, задолженность государства по НДС превышает 20 млрд. грн.

Впрочем, возмещение налога – дело не безнадежное, во властных кабинетах есть люди, с которыми можно "договориться" о погашении, поведал Фокусу один украинский экспортер. Правда, стоит это недешево – половину возмещаемой суммы.

Но сложность в том, что иностранцы, как правило, не понимают двойного толкования слова "договариваться". "Если, например, норвежцу украинские чиновники сказали "нет", он не подумает, что можно искать обходные пути, а просто развернется и уйдет", – приводит пример типичного поведения иностранца Роман Паук, руководитель Украинско-скандинавского центра. По его словам, большинство бизнесменов из Западной Европы слишком законопослушны, чтобы перенять украинскую традицию давать взятки и добиваться желаемого в обход законов.

Не исключено, что именно неспособность зайти в нужный кабинет стала одной из причин, по которой американская нефтяная компания Marathon International Petroleum так и не вложила $100 млн. в разведку запасов нефти и газа на Донбассе. Дальше рамочных договоренностей с госкомпаниями дело не пошло, и, безрезультатно прождав год, Marathon International Petroleum ушла из Украины.

Архипелаг бумаг

"Украина напоминает мне Италию 1978 года, – рассказывает о своем опыте работы председатель наблюдательного совета Правэкс-Банка Сильвио Педрацци. – Тогда все бизнес-решения мы принимали скорее интуитивно, чем опираясь на планы и цифры".

Ирония господина Педрацци понятна любому иностранному бизнесмену, ухитряющемуся приспосабливаться к постоянно меняющимся правилам игры в нашей стране. Среди последних новинок украинского законодательства, которые заставили капиталистических импортеров покрыться холодным потом, – требование предъявлять на таможне так называемую экспортную декларацию. По словам президента Американской торговой палаты в Украине Хорхе Зукоски, этот документ в США строго конфиденциален, в Европе существует лишь в электронном виде, а в некоторых странах вообще не оформляется. "Если эту норму не отменят, то с импортом будут большие проблемы, потому что компании не захотят нарушать законодательство своих стран", – прогнозирует г-н Зукоски.

Официальные бумаги, получить которые невозможно в "материнских" странах, – вообще любимая тема украинских чиновников, утверждает президент корпоративного фонда "Ринако-прогресс" Дмитрий Поддубный. "Поскольку в Украине нет четкого перечня документов для регистрации компании-нерезидента, – говорит он, – бюрократы часто создают проблемы иностранцам, требуя что угодно, например, устав или уставный договор, которые в некоторых странах не оформляются вообще".

Отпугивает инвесторов от Украины и плохая деловая репутация наших бизнесменов. Об этом хором говорят все опрошенные Фокусом иностранцы. Томаш Миколайчик, коммерческий директор компании "Ферреро-Украина", приводит в пример ситуацию с супермаркетами: "Иногда оказывается, что договоренностей с центральным офисом сетей магазинов недостаточно, и в регионах местные "начальники" торговых площадок тех же сетей не хотят продавать наши конфеты". Стоит отметить, что "вход" товара в любой супермаркет для производителей и дистрибьюторов не бесплатный, и чем больше сеть, тем выше цена.

Вообще Ferrero попала в Украине в весьма скандальную ситуацию. Апелляционный хозяйственный суд Киева фактически отменил на территории Украины регистрацию торговой марки "Рафаэлло". Таким образом ушлый экс-сотрудник Ferrero в России решил обеспечить рынок сбыта собственному аналогу конфет "Рафаэлло", сделанным по такому же рецепту и оформленным в стиле популярных сладостей. Почему это стало возможным именно в Украине, Франческо Паоло Фульчи, вице-президент группы Ferrero, понять не может. По его словам, если регистрация все-таки будет отменена, мир получит сигнал о том, что интеллектуальная собственность в Украине не имеет защиты. "Никто не захочет ни пенса инвестировать в страну, где ограничиваются или ставятся под угрозу базовые основополагающие права", – говорит итальянский кондитер.

Денежный отток

Денежный ручей в Украину иссякает – к такому выводу пришли в Американской торговой палате. Там подсчитали, что за первое полугодие 2009 г. прямые иностранные инвестиции показали минус в полмиллиарда долларов. Однако государственные счетоводы из Госкомстата этого не замечают: по их данным, за эти 6 месяцев в нашу страну влилось на полтора миллиарда гривен больше, чем за тот же период прошлого года. Правда, они не уточняют, что подсчеты ведутся в валюте, подешевевшей почти на 40%.

Но, несмотря ни на что, иностранцы будут стремиться в Украину, ведь заработать здесь можно гораздо больше, чем на Западе, уверяет Роман Паук. "Вспомните строительство – здесь прибыли до кризиса достигали 200–300%, – говорит он. – Норвежцы приезжали и не верили, что такое возможно". Правда, о больших денежных мешках, которые прибудут в Украину, говорить рано, считает Джейла Пазарбазиолу, глава миссии МВФ в Украине. Для ускорения процесса она советует не только бороться с кризисом, который, безусловно, влияет на спад инвестиций, но и без промедления проводить экономические реформы. Как минимум, начать всем органам власти работать в одном направлении.

Екатерина Шаповал, Фокус