Александра Фурсенко: "Есть сектора, важные для капиталовложений, но приоритетом остается восстановление инфраструктуры и жилья"
Накануне большой войны инвестиционную компанию Q Partners возглавила женщина — Александра Фурсенко. Сейчас она управляет портфелем, объединяющим инвестиции в аэропорт "Киев", фармацевтические проекты, возобновляемую энергетику и девелопмент недвижимости.
Мы расспросили Александру, почему она сделала ставку на людей, куда стоит инвестировать, какие проекты реализует ее компания, какие планы имеет на ТРЦ Оушен Плаза и как оно — женщине стоять во главе крупной компании во время войны.
О личном менеджменте
-Александра, вы возглавили компанию в начале полномасштабного вторжения рф в Украину. Как справлялись с этим вызовом, ведь взяли на себя управление компанией в самые тяжелые времена?
- Я считаю нашим самым большим достижением то, что мы удержали позиции Q Partners на рынке и сохранили ядро команды. Как, пожалуй, все, в начале вторжения мы пережили определенную паузу в понимании того, куда двигаться дальше. Но быстро сформировали стратегию своего будущего, оценили свои возможности, объективно посмотрели на риски, с которыми будем сталкиваться ежедневно, и определились, как будем ими управлять.
- Какие приоритеты вы определили на время войны?
- Во-первых, еще в начале большой войны мы сделали ставку на поддержку и развитие нашей команды. Для нас важно поддерживать людей в нормальном психоэмоциональном состоянии, двигаться вперед и не отставать от рынка. Поэтому мы продолжаем с командой реализовывать наш проект изменений и трансформаций через масштабные программы воплощения LEAN-философии. Мы заметили, что успех одной части команды начал мотивировать даже консервативно настроенных к изменениям работников, и это дает возможность всем двигаться вперед.
Во-вторых, фокус на защите активов и капитала. Постоянная работа по оценке рисков для инвестиционного портфеля, диверсификации активов и сохранения ликвидности. В частности, мы изучаем для себя новые рынки, которые ранее не были свойственны нашей инвестиционной стратегии.
На мой взгляд, именно сейчас мы объединены, как никогда раньше. Мы не смотрим в прошлое и не ждем волшебника на голубом вертолете, который решит за нас наши проблемы. Наступили новые реалии, и мы к ним адаптировались.
- Моральное состояние украинцев значительно ухудшилось с начала войны. Какой ресурс помогает вам держать персонал в рабочем состоянии?
В таких сложных условиях, как война, сохранение морального духа и мотивации персонала является ключевой задачей. Основные ресурсы, которые я использовала для поддержки команды, это эмоциональная поддержка и забота. Личное общение с командой, открытые разговоры о вызовах и эмоциональных переживаниях. Регулярные встречи в формате открытого диалога, где каждый сотрудник может высказать свои мысли и беспокойства. Также команда имеет возможность гибко подходить к определению условий работы в части выбора дистанционного или оффлайн формата и адаптации графика в соответствии с обстоятельствами. Кроме того, я уделяю значительную часть внимания мотивации и признанию команды. Отмечание достижений даже в небольших делах дает сотруднику ощущение значимости его вклада. А выплата стабильной заработной платы, премии или бонусов за достижения дает людям ощущение безопасности и уверенности в завтрашнем дне.
- Есть качество наработанных навыков в компании, которые положительно влияют на общий результат работы?
Буквально недавно вместе с командой мы обнаружили, что почти молниеносно сплачиваемся вокруг сложных кейсов, когда нужно сделать невозможное еще и в сжатые сроки. Можно сказать, что это является нашей суперсилой. В такие моменты мы понимаем друг друга почти без слов, и это освобождает время от бюрократических бизнес-процессов, которые необходимы в обычной жизни. Перед серьезными вызовами мы мгновенно и почти интуитивно распределяем роли. При этом, с развитием ситуации они могут меняться. Объясню. Если до войны в большей степени руководствовались регалиями и субординацией, то сейчас этой потребности уже нет. Кто имеет больше экспертизы в решении задачи здесь и сейчас — берет инициативу на себя. Такое ситуационное лидерство является еще одним нашим преимуществом.
- Какие кризисные решения вам приходилось принимать в начале полномасштабного вторжения?
- Как и другие компании, в начале вторжения мы столкнулись с финансовой нестабильностью, разрывами ликвидности и задержками зарплаты. Добавились и риски инвестиций — некоторые наши проекты очень серьезно пострадали в результате войны, например, аэропорт "Киев". Там были повреждены и бизнес-терминал, и взлетно-посадочная полоса. Можно сказать, что этот бизнес перестал быть бизнесом на период войны. Но самыми болезненными для меня были перспективы, которые подталкивали к сокращению штата с целью оптимизации операционных расходов. Я прекрасно понимаю, как легко потерять члена команды и как трудно найти и "вырастить" своего человека. Это задача не одного дня. И хотя оптимизация нас не обошла стороной, нам удалось сохранить основной состав команды.
О рынке недвижимости
- Как четвертый год войны изменил рынок недвижимости ?
- К началу 2022-го года девелоперские проекты занимали около 80% в нашем инвестпортфеле. При этом, мы наблюдали тенденцию, когда 20-60% продаж в наших проектах жилой недвижимости составляли именно инвестиционные сделки. То есть когда квадратные метры покупали для дальнейшей перепродажи или сдачи в аренду.
Понятно, что война сказалась на нашей компании. Инвестиционный спрос на строительство жилья близок к нулю. Инвесторы почти не вкладывают средства в недвижимость с целью дальнейшей перепродажи или аренды. По нашим наблюдениям, рынок первичной недвижимости по сравнению с довоенными показателями восстановился лишь на 20%. Если говорить о текущем году, можно сказать, что квартиры покупают для себя, в первую очередь, внутренне перемещенные лица — люди, которые переехали в столицу и потеряли жилье. Также есть спрос на него среди военнослужащих и участников государственной ипотечной программы еОселя.
- Какие тенденции можете отметить на рынке недвижимости?
- Невысокий уровень готовности инвесторов вкладывать средства в строительство из-за риска "прилетов" задерживает ввод жилья в эксплуатацию. К тому же, каждая неспокойная ночь уже на утро приводит к срыву сделок со стороны покупателей и затишью на рынке. Это заставляет инвесторов искать новые возможности в других секторах строительства, например, в коммерческой недвижимости, в туристических или рекреационных проектах. Однако сейчас мы наблюдаем, что девелоперы все же сосредотачиваются на достройке уже начатых объектов, и наш портфель не является исключением, ведь должны выполнять обязательства перед инвесторами-покупателями. Мы верим в восстановление Украины в будущем, поэтому приняли решение не замораживать ни одного строительства.
Об актуальных проектах
- В какие проекты сейчас инвестирует ваша компания?
- Мы продолжаем инвестировать в девелопмент недвижимости, потому что верим, что Украина восстановится, а украинцы вернутся.
Кроме строительства жилья, мы продолжаем работать в области возобновляемой энергетики, чтобы внести свой вклад в энергонезависимость страны, которая продолжает страдать от обстрелов энергосистемы.
- Почему вы считаете направление возобновляемых источников энергии (ВИЭ) перспективным? Ведь враг целится в энергетические объекты. Так актуальны ли такие проекты?
- Я уверена, что возобновляемая энергетика — это будущее Украины. Такие инвестиции потенциально привлекательны прежде всего из-за необходимости в уменьшении зависимости от импортируемых энергоресурсов. Безусловно, это будет стимулировать развитие возобновляемых источников в Украине. Есть достаточно много инвестиционных программ, которые финансирует ЕС и международные финансовые учреждения. Они предоставляют гранты и готовы поддерживать кредитованием "зеленой" энергетики.
Инвестиции в энергонезависимые технологии долгосрочно обеспечат нам экономическую устойчивость. Поэтому я считаю, что эта отрасль является не только привлекательной с точки зрения инвестирования. Она будет всячески поддерживаться государством и международными спонсорами.
- Какие "зеленые" проекты сейчас у вас в реализации?
- Часть проектов в солнечной энергетике, которая была у нас до полномасштабной войны, попала под оккупацию. Однако мы с нашими партнерами — компанией UDP Renewables инвестируем в проекты из таких альтернативных источников энергии как ветер. Также смотрим на водород.
- Самый известный актив у Q Partners — миноритарная доля в ТРЦ "Оушен Плаза". Планируете бороться за контрольный пакет на аукционе?
- Мы не заинтересованы в контроле над этим бизнесом. Он имеет довольно высокие военные риски. Достаточно вспомнить, какую трагедию вызвало попадание в бизнес-центр Торонто в Киеве и близлежащие жилые дома. К тому же в мире доминируют тренды онлайн торговли, торговые центры проигрывают конкуренцию времени. Поэтому участвовать в аукционе по приватизации мы не планируем.
- Кроме недвижимости и ВИЭ, куда еще стоит инвестировать в ближайшие 5-10 лет?
- В прошлом году Министерство экономики Украины представило ориентировочно 90 инвестиционных проектов на сумму около $30 млрд. Там были также названы приоритетные секторы для инвестиций, среди них — логистика, АПК, металлургия, медицина, ИТ и критическое производство. Такое видение государства.
- А ваше видение какое?
В моем понимании это все, что связано с технологиями и ИТ. Украинские ІТ-компании предоставляют услуги мировым гигантам, на эти продукты есть стабильный спрос. Кибербезопасность, разработка программного обеспечения, в частности, для международного рынка, инвестиции в искусственный интеллект и автоматизацию — эти направления будут только развиваться, а значит являются перспективными для инвестирования. Мы также туда смотрим.
Такие бизнесы менее уязвимы к рискам территорий, что является важным, учитывая обострение военных и геополитических кризисов по всему миру.
Что касается других отраслей, понятно, что это сельское хозяйство в разрезе новейших агротехнологий, ведь потребление по всему миру будет только расти.
- Какие направления в аграрном секторе будут пользоваться спросом в плане инвестиций?
- В связи с потерей черноземов из-за войны и оккупации, думаю, что АПК-сектор будет искать технологии более эффективного использования сельхозугодий. Перспективы развития в частности есть у вертикального фермерства.
Кроме АПК, многообещающими, по нашему мнению, являются инфраструктура и логистика. Украина имеет все возможности для развития логистического направления, потому что она расположена на пересечении основных транспортных путей "Европа — Азия". Если будут реализованы планы по модернизации железной дороги, а именно — налаживание путей к портам, уверена, наши частные инвесторы будут вкладывать в это направление.
- Как насчет медицины?
- Медицина, здравоохранение и фармацевтика также являются перспективными направлениями для инвестирования. К тому же, мы видим тренд, когда все большим спросом на рынке пользуются продукты и услуги, позволяющие продлить возраст и молодость.
Но и обыденные проблемы со здоровьем также никуда не денутся. Поэтому сейчас украинский фармацевтический сектор развивается, обеспечивает качественными лекарствами как внутреннего потребителя, так и внешние рынки. Например, компания Biopharma, которая есть в нашем портфеле, уже несколько лет успешно экспортирует иммуноглобулин.
- Можно ли говорить, что война привела к появлению новых перспективных направлений для инвестиций. И, если это так, то можете их назвать?
- Украина находится в беспрецедентных условиях самой масштабной войны в мире. Она давно переросла в войну технологий. Поэтому в ближайшие 5-10 лет новейшие разработки для ведения боя без потери человеческого ресурса, наверное, станут предметом инвестиций — и не только в Украине. Скажу так: Украина уже стала драйвером развития таких технологий и вооружения и имеет все условия для того, чтобы стать экспортером этих технологий в ближайшем будущем.
Все упомянутые мною сектора очень важны для капиталовложений, но мы понимаем, что для людей приоритетом остается восстановление жилья. Особенно для тех, кто его потерял полностью. И неважно, какая кооперация будет задействована — с государством или партнерами Украины, — украинцы должны вернуться в свои дома, они должны почувствовать, что их здесь ждут, что им есть где жить и работать. Поэтому наша компания продолжит инвестировать в эту отрасль. Это один из наших инвестиционных фокусов.
- Что, по вашему мнению, изменится после завершения войны?
Завершение войны в Украине станет поворотным моментом, который повлияет на все аспекты жизни страны.
Ключевые изменения в первую очередь будут заключаться в обновлении общества, а именно в укреплении национальной идентичности. Война объединила людей, и этот дух сохранится. Украинцы будут больше ценить свою культуру, язык и независимость. Больше внимания будет уделяться человеческим ценностям, сотрудничеству и поддержке друг друга.
Второе направление — это экономическое восстановление и развитие. Речь идет о масштабной реконструкции — восстановление инфраструктуры, жилья и производственных мощностей. Это создаст многочисленные возможности для бизнеса и привлечения инвестиций. Уверена, что фокус государства будет также на диверсификации экономики — в части развития новых отраслей, таких как технологии, зеленая энергетика и инновации.
Если говорить о международной интеграции, то хочется верить в ускорение процесса интеграции в Европейский Союз и выход на новые рынки, а также в усиление отношений со странами-партнерами, которые поддерживают Украину во время войны.