Премьер-министр РФ Владимир Путин пообещал "АвтоВАЗу" 55 млрд. руб (почти 2 млрд. долл) для спасения предприятия от банкротства, но не сказал, кто именно даст эти деньги
Вчера вечером он собрал в загородной резиденции министров и глав госбанков и перед заседанием сказал журналистам, что есть предложение привлечь 54,8 млрд. руб на рынке, передает Reuters.
"Есть предложение взять все эти средства с рынка и использовать на поддержку предприятия. Мы с Минфином это обсуждали... Что это означает? Фактически это означает, что правительство РФ берет на себя расчистку долгового бремени", – сказал Путин, не уточнив, в какой роли выступит правительство – кредитора, гаранта или посредника.
При этом АвтоВАЗ признал, что не способен вернуть 62 миллиарда рублей основным кредиторам - госбанкам, и если долг не будет реструктурирован, ему угрожает банкротство. Менеджмент предложил правительству обязать госбанки дать АвтоВАЗу 50 миллиардов рублей в обмен на облигации, конвертируемые в акции компании. Из них 38 миллиардов рублей пойдут на рефинансирование долгов, а 12 миллиардов - на пополнение оборотных средств.
Путин назвал долг "невозвратным" и дал понять, что основные кредиторы – Сбербанк, ВТБ и дочки ВЭБа – деньги назад получат лишь частично.
"Расчистку долгов, конечно, мы будем делать в тесном контакте с кредиторами. Я исхожу из того, что кредиторы тоже понимают, в каком состоянии сейчас находится экономика, предприятие, и мы будем, разумеется, это делать с определенными скидками", – сказал Путин.
"Прежде всего нам придется решать проблему невозвратных долгов предприятия,.. это кругленькая сумма - 38 миллиардов рублей. Но этого недостаточно, недостаточно просто погасить долги, нужно обеспечить необходимые средства на развитие предприятия... На это как минимум для начала потребуется еще 12 миллиардов рублей", – отметил премьер.
По его словам, оставшиеся 4,8 миллиарда рублей пойдут на создание новых рабочих мест.
АвтоВАЗ второй год подряд теряет ежегодно около 1 миллиарда долл, и менеджмент обещает за 12 миллиардов рублей выйти на безубыточный режим работы к весне 2010 года - при условии реструктуризации долга.
Иностранный акционер завода - французская Renault не хочет терять свои 25%, но не готова помочь деньгами - французы обещают технологии.
План реструктуризации завода, осложняемый желанием менеджмента избавиться от более чем 20000 из 96000 работников на фоне заверений правительства о том, что массовых сокращений не будет, предполагает выпуск в Тольятти пяти моделей на глобальной платформе Renault/Nissan - двух Renault, двух Lada и одной Nissan.
Кроме французов блокпакетами АвтоВАЗа владеют госкорпорация Ростехнологии и российская инвесткомпания Тройка Диалог. Они должны обсудить будущее завода и план его реструктуризации на встрече с чиновниками 10 ноября.