Разделы
Материалы

Несмотря на ограниченный доступ к капиталу, 80% компаний нацелены на рост, - опрос

Ограниченный доступ к капиталу будет по-прежнему сдерживать рост компаний. Но несмотря на это, большинство корпораций мира нацелены на рост, в том числе, используя агрессивную стратегию

Таковы результаты комплексного опроса, проведенного "Эрнст энд Янг" в конце 2009 г. среди руководителей высшего звена почти 900 крупнейших компаний мира, результатами которого располагает focus.ua.

"Очевидно, что многие компании стремятся извлечь уроки из произошедших на рынке изменений. И хотя простых решений здесь не существует, и нет единой универсальной меры, гарантирующей немедленный успех, наше исследование выявило определенные программы действий, характерные для ведущих организаций", - отметил Джон Мерфи, управляющий партнер Ernst & Young Global по работе на рынках.

У фармацевтов доход вырос, у автопроизводителей - снизился
Примечательно, что в 2009 г. значительному числу компаний удалось зафиксировать рост доходов. Более трети респондентов отметили увеличение показателя прибыли до вычета процентов на капитал, налогов, суммы износа основных средств и амортизации (EBITDA) в течение последнего года более чем на 5%. Особенно удивительно в контексте глобального экономического спада то, что 7% всех опрошенных компаний увеличили данный показатель на 20%.

45% компаний Азиатско-Тихоокеанского региона и компании с оборотом от 100 до 500 млн. долларов США продемонстрировали рост EBITDA более чем на 5%. Аналогичный рост показала треть самых крупных из опрошенных нами организаций (с оборотом, превышающим 10 млрд. долларов США).

В Латинской Америке (26%), Западной (28%) и Восточной (29%) Европе доля компаний, зафиксировавших рост EBITDA на уровне 5% и более, оказалась ниже. В отраслевом разрезе более 40% участников фармацевтического, аэрокосмического и оборонного секторов отметили увеличение показателя более чем на 5%. У компаний нефтегазового, производственного и автомобильного секторов показатель EBITDA преимущественно остался на прежнем уровне или снизился.

Преодолев низшую точку кризиса, компании стремятся определить, когда произойдет восстановление прежних темпов роста прибыли. Примерно треть респондентов считают, что возврат к докризисному уровню возможен в течение шести месяцев, еще треть – к началу 2011 г.; оставшаяся треть – не ранее чем через два года. Лишь 1% опрошенных довольно пессимистично оценивают свои возможности и заявляют, что к докризисному уровню не вернутся никогда.

Повысить эффективность
Компании собираются повышать эффективность своего бизнеса в текущем году несколькими способами. Значительная доля опрошенных компаний (72%) планируют повысить гибкость своих операций за счет снижения постоянных затрат, в частности в рамках вспомогательных служб, а также увеличения производительности. Треть респондентов уверены в необходимости осуществления дальнейших действий по сокращению затрат посредством повышения эффективности.

Вторым по популярности ответом стала оптимизация охвата рынков (64%) путем выхода на новые рынки, предложения новых продуктов или поиска новых каналов сбыта, а также усовершенствования бизнес-модели (64%), предполагающей пересмотр организационной структуры, ключевых функций и областей сотрудничества. Кроме того, по мнению респондентов, ускорение процесса принятия и выполнения решений (63%) и усиление руководящего состава (62%) также существенно повысят их шансы на успех.

Равнение на рост
Ровно половина всех опрошенных компаний согласились с тем, что в будущем году ограниченный доступ к капиталу будет по-прежнему сдерживать их рост. Вместе с тем 30% респондентов заявили о своем намерении реализовывать стратегию агрессивного роста в свете улучшения прогнозов по спросу на их рынках. Еще 49% корпораций планируют использовать возможности роста от случая к случаю, ввиду отсутствия определенных перспектив в отношении восстановления их рынков. Оставшаяся пятая часть опрошенных назвали своей основной стратегической задачей контроль затрат до улучшения ситуации на рынке.

Справка focus.ua. В ноябре-декабре 2009 г. в рамках текущей программы "Эрнст энд Янг" "Уроки кризиса" (Lessons from Change) специалисты Economist Intelligence Unit провели опрос среди 876 руководителей компаний высшего уровня и членов советов директоров. Выручка более половины компаний, участвовавших в исследовании, превышает 1 млрд. долл, а годовой оборот 22% организаций составляет более 10 млрд. долл.