Разделы
Материалы

Бригады ВСУ выступают "покупателями": как работает закон о мобилизации для заключенных

Тимур Савин
Фото: Из открытых источников | Фото иллюстративное. Заявления на участие в обороне Украины подали более 3 тысяч осужденных

Командиры обращаются в тюрьмы для усиления частей новыми бойцам, но их путь к службе непростой. Многие не попадают в армию из-за серьезных заболеваний — гепатита и ВИЧ. Арестантов часто обучают по "ускоренной программе". Фокус выяснил, будут ли осужденные хорошими штурмовиками.

В Украине вступил в действие закон о мобилизации осужденных, который 17 мая подписал президент Украины Владимир Зеленский. По состоянию на утро 28 мая более 600 человек решили присоединиться в ряды ВСУ и выйти из тюрем. Теперь им обещают несколько месяцев военной подготовки и службу в штурмовых подразделениях, рассказал министр юстиции Украины Денис Малюська.

Заявления на условно-досрочное освобождение для участия в обороне Украины на 21 мая подали более 3 тысяч осужденных. Власти рассчитывают, что цифра дойдет до 20 тысяч.

Из узников хотят создать отдельные формирования: в них будут служить исключительно отбывавшие наказания в местах лишения свободы. Монолитные подразделения не будут смешивать с другими частями ВСУ.

Чиновники подчеркивают ряд отличий в подходах Украины и России к найму арестантов. Первый важный критерий — добровольная служба. Требуется согласие узника на отправку в воинские части.

Вводятся также категории заключенных, которых можно отправить на фронт. Серийные убийцы и маньяки не найдут себя на поле боя. Тем не менее, Минюст выступает за мобилизацию осужденных за одно умышленное или совершенное по неосторожности убийство.

"Если мы говорим об убийствах с особой жестокостью, или это не убийства двух и более лиц, очень часто эти преступления совершает лицо, которое менее опасно для общества, чем совершивший 3-4 грабежа с использованием холодного оружия", — полагает Малюська.

Ответственность за уклонение от заключения контракта с ВСУ — от 5 до 10 лет лишения свободы. Сбежавшие из армии заключенные рискуют добавить к предыдущим срокам еще до 10 лет, отмечала заместитель министра юстиции Елена Высоцкая.

Командиры и ТЦК ездят по тюрьмам в поисках бойцов

Потребности в бойцах из тюрем для усиления частей озвучивают сами командиры: они звонят областным ТЦК и называют цифры. Также нужно договориться про обход колоний. Если представитель части не может приехать, то к заключенным выезжают военкомы, объясняет Фокусу процедуру рекрутинга глава организации "Защита заключенных Украины", правозащитник Олег Цвилый.

"Буквально говорят: есть "список покупателей", вот такие бригады. Далее — прибытие представителя воинской части, прохождение военно-врачебной комиссии (ВВК). Сейчас все происходит относительно цивилизованно и вежливо. После решения судов осужденные направляются в части, контракты подписывают, получают обмундирование", — описывает ситуацию правозащитник.

Известно, что третья отдельная штурмовая бригада (3 ОШБр) уже ездит по тюрьмам и агитирует вступать в их ряды. По словам командира второго штурмового батальона 3-й ОШБр Дмитрия Кухарчука, больше всего его вдохновляет, когда на возглас "Слава Украине!" вся тюрьма отвечает "Героям Слава!".

Начальник штаба 1-го отдельного штурмового батальона "Волки Да Винчи" Дмитрий Савченко после посещения одного из мест лишения свободы говорил, что украинские осужденные более идейные, чем "вагнеровцы". Сам Савченко с августа 2005 по март 2014 года отбывал наказание в колонии, он получил 14 лет по обвинению в терроризме. В материалах его дела, по версии СМИ, было сказано, что четверо мужчин взорвали машину одного из владельцев Троещинского рынка в Киеве.

"Красим траву, автоматов не видели": как тренируют узников

Правозащитники видят и негативные сигналы: освобожденные из тюрем жалуются не на обеспечение, а на уровень подготовки.

"Образно говоря, траву красим, месяц пробудем — и воевать пойдем. Они толком и автоматов не видели. Подготовка должна быть около двух месяцев, но арестантов готовят по ускоренной программе — максимум месяц. Если из этого месяца неделя тратится на "покраску травы", когда готовиться к боям?" — спрашивает Цвилый.

Согласно данным Минобороны Украины, базовая общевойсковая подготовка занимает 30 дней, профессиональная в зависимости от военно-учетной специальности — от 14 до 50 дней, после этого предусмотрена коллективная подготовка до 15 суток.

Отдельных центров подготовки для военнослужащих-заключенных в Украине не делали. Данных по поводу пересечения на полигонах с другими военнослужащими у правозащитника нет. Известно, что живут и содержатся узники отдельно от других военнослужащих.

Нет паспорта, невылеченный гепатит и связи с надзирателями: проблемы рекрутинга в тюрьмах

Всем солдатам из тюрем следует проходить качественную ВВК: при наличии гепатита или ВИЧ надо определить стадию. Первичные тесты определяют лишь наличие заболевания, а для стадии нужны подробные анализы.

"Многие добровольцы недовольны — их не берут по результатам медкомиссий. Приходится находить возможности, делать повторные анализы и выявлять серьезность заболеваний", — комментирует Цвилый.

Военно-врачебные комиссии в тюрьмах упрощенные: качественных обследований нет, а отчеты о проблемах со здоровьем в тюремной медицине практически не ведутся.

Не менее важная проблема для мобилизации в тюрьмах — отсутствие паспортов у арестантов. В украинских колониях оформляют их неофициально, администрации данный вопрос не волнует. Срочные документы делаются в течение 10 дней, но нужно заплатить около 1 500 гривен. По упрощенной процедуре приходится ждать месяц, что также затягивает мобилизацию.

Немалую роль играет и отношение сотрудников колоний с заключенными. Надзиратели могут препятствовать и не пускать рассмотрение заявления на службу в ВСУ исходя из личной неприязни. Другой момент — полезность человека в колонии. Если он хороший специалист, выполняет в тюрьме ряд задач, его трудно заменить.

"Бывает, что воинская часть получила освобожденных, но они им не нужны по ряду причин. Возможно, успели что-то натворить в части. И куда его девать: он по условно-досрочному освобожден, обратно в тюрьму его не возьмешь, а командиры его в часть не берут. Отправляют по домам и таких курьезов с действием закона о мобилизации заключенных будет еще больше", — подытожил он.

Напомним, правоохранители разоблачили многочисленные факты пыток заключенных. Подозрения получили четыре должностных лица Божковской исправительной колонии №16 в Полтавской области.

Командир подразделения ударных беспилотных летательных аппаратов Игорь Луценко ранее критиковал идею мобилизации заключенных. Главная опасность заключается в том, что арестанты могут убежать из Украины с оружием.