Разделы
Материалы

"Надеялись, никто не заметит": почему тендер на ремонт "Охматдета" оказался в центре скандала

Ульяна Купновицкая
Фото: Константин и Влада Либеровы | Больница "Охматдет" после ракетного обстрела

После разрушительного ракетного удара больница "Охматдет" срочно нуждается в восстановлении, однако процесс выбора подрядчика оброс множеством подозрений и массовым недовольством. Фокус выяснил детали проведенного конкурса и причины скандала.

Тендер на ремонт "Охматдета" оказался в центре внимания, вызвав широкий общественный резонанс. После того как 8 июля больница серьезно пострадала в результате ракетного удара ВС РФ, был объявлен конкурс на ее восстановление. В тендере участвовали 14 компаний, чьи предложения варьировались от 42 млн до 625 млн гривен. Однако процесс отбора победителя вызвал множество вопросов, а еще больше — сам победитель, чьи цены на услуги по восстановлению больницы оказались одними из самых высоких. Усугубляет ситуацию то, что фирма "Риола-модуль", которая ранее уже бесплатно выполнила часть ремонтных работ, не прошла в финал, несмотря на очевидный опыт и профессионализм, и объяснения этому так и не последовали.

Что не так с тендером на восстановление "Охматдета"

БО "Благотворительный фонд "Охматдет" избрал ООО "Буд-технолоджи" победителем тендера на ремонт корпуса больницы. При этом, предложение конкурсанта оказалось третим по дороговизне — 307 млн ​​грн без НДС. Проект "Наші гроші" отмечает, что десяток других участников предложили выполнить работы значительно дешевле — от 42 до 286 млн гривен, при этом из них не менее 7 конкурсантов полностью заполнели коммерческие предложения с указанием цен на различные виды работ.

В сети разгорелся скандал, и украинцы принялись задавать вопросы, почему тендер проводился не на платформе Prozorro, а на площадке электронных торгов SmartTender. На этот вопрос администрация больницы поспешила ответить, что "проведенный конкурсный отбор не является тендером в понимании Закона Украины "О публичных закупках", а, скорее, частным конкурсом, организованным в целях открытого и добросовестного использования средств, пожертвованных гражданами".

Учитывая, что деньги на восстановление больницы не являются бюджетными — вся Украина донатила на ремонт "Охматдета" — благотворительный фонд вправе проводить тендер не на госплощадке. Более того, по словам Юрия Николова, журналиста и основателя проекта "Наші гроші", со стороны БФ все было сделано правильно, и не имело смысла переводить средства на счет самой больницы, учитывая сложную бюррократию, медучреждение очень долго бы принимало на свой баланс деньги с пожертвований.

"Эта история стала возможной в результате нескольких факторов: нужно быстро восстанавливать больницу — до отопительного сезона, до морозов; президент Зеленский держит этот вопрос на контроле; и один из решающих факторов — человеческий, украинцы скидывались на больницу и тоже следят за этим вопросом пристально. В спешке благотворительный фонд провел тендер и опубликовал результаты, и видимо действительно рассчитывали, что никто ничего не заметит, но мы заметили", — говорит Фокусу Николов.

Принцип "авось пронесет" не удался, поэтому со стороны благотворительного фонда и даже Министерства здравоохранения последовали невнятные оправдания.

"На основании дефектного акта участники конкурсного отбора представили свои ценовые предложения. Из этих предложений и на основании проведенного due diligence с участием юридической компании "Столичный правовой фонд" было отобрано предложение компании "Буд-Технолоджи". Сейчас мы готовим развернутый отчет о проведенном конкурсном отборе и компаниях, участвовавших в тендере на площадке SmartTender", – говорится в сообщении "Охматдет".

Также на резонанс отреагировал глава Минздрава. Виктор Ляшко отметил, что МЗ обратился в правоохранительные органы для проведения дополнительных проверок. Он пообещал, что процесс восстановления больницы будет прозрачным, а с момента, когда с компанией-подрядчиком будет подписан договор, ежедневно будет обнародован публичный отчет, чтобы информировать людей, на что тратятся собранные их усилиями деньги.

Как отметил министр, конкурсантов оценивали по 5 критериям: собеседование, оценка персонала, оценка материально-технической базы, опыт, ценовое предложение. К самим критериям вопросов не возникает, но вот к распределению баллов — много.

"По результатам этих критериев должны были присвоить определенное количество баллов каждой фирме, вышедшей в финал. А какая фирма и какие баллы получила, вот это секрет, из-за которого все и произошло. Интересно было бы узнать, сколько баллов и почему получил "Риола-модуль" — подрядчик, который уже выполнял ремонтные работы для больницы. Почему он не попал в финал, учитывая что предложенная ими сумма была вдвое меньше суммы победителя этого тендера", — продолжает Юрий Николов.

Вопросы к "Буд-технолоджи", выигравшей тендер "Охматдет"

После публикации результатов тендера, украинцы обратили внимание и на самого победителя конкурса. Ккомпания с уставным капиталом в 5 тысяч гривен становится главным подрядчиком при ремонте детской больницы — звучит, как минимум странно. Но рано кричать "зрада". Как объясняет Николов, "Буд-технолоджи" входит в большую запорожскую строительную группу Sensar. И наличие компаний с маленьким уставным капиталом оправдано на случай возможных рисков связанным с объемами работ — проще работать через аренду техники. Но именно этот момент и подвел "Буд-технолоджи". Они указали что для ремонтных работ "Охматдета" арендовали автокран, способность которого брать высоту в 2 этажа, потому не ясно, как они будут выполнять работы на третьем или четвертом этажах.

9 млн гривен за консультацию по ремонту "Охматдета"

На фоне всего этого обсуждения с не до конца понятным конкурсом от БО "Благотворительный фонд "Охматдет", выявилось что был проведен тендер, на этот раз все же через Prozorro, на инженерно-консультационные услуги по выполнению строительных работ "Охматдета" на почти 9 млн 700 тыс. гривен.

По словам Юрия Николова, институт инженерно-консультативных работ существует в Европе. До 4% от суммы проекта платят конструкторам-проектировщикам, которые полностью контролируют ход строительства — следят за качеством материала и проверяют номенклатуру закупок. В Украине пытались запустить подобный институт во время "Большого строительства", но что-то пошло не так и большого доверия эта идея не вызвала.

"В данном случае наняли консультантов, которые уже делали технический отчет для "Охматдета". В целом ничего особенного здесь нет. Но если разобраться, с другой стороны, как говорят сами строители: решайте сами нормально ли давать 4% от проекта ремонта части больницы — инженер будет зарабатывать 1,5 млн грн в месяц, учитывая, что проект длится полгода, но при этом не нужно проверять качество бетона, это простые ремонтные работы — не грандиозное строительство", – говорит Николов.

Ранее Фокус писал, что в 2022 году оказалось, что у "Буд-Технолоджи" и Sensar есть земля в зеленом пригороде Львова якобы для строительства реабилитационного центра для воинов АТО. Однако оказалось, что 99% площади застройки должен был занять торгово-развлекательный центр.