Разделы
Материалы

Гибридные авто в Украине

Автомобили с электромоторами уверенно завоевывают мировой рынок, но в Украине еще долго будут считаться экзотикой

Передовой автопром на деле доказывает, что двигатель прогресса – любовь к окружающей среде. А двигатели внутреннего сгорания, по мнению разработчиков из стран развитого автомобилизма, совсем скоро канут в Лету. На смену им придут электромоторы.

Пока же автопроизводители прощупывают почву на предмет готовности массового потребителя перейти на использование электрической энергии, предлагая рынку автомобили с гибридными установками.

Волна прогресса дошла наконец и до Украины. Правда, выбор автогибридов у нас пока невелик.

– Первые гибридные авто в Украину стали поступать 8–10 лет назад, – рассказала Фокусу директор столичного автосалона "Крутые тачки" Наталия Боровикова-Балицкая. – Активный спрос на автомобили с гибридными установками появился с 2005 года. С тех пор он не растет и не падает, а находится на одном уровне – около 5% от общего числа продаваемых автомобилей представительского класса. Только у нас в год продается около 20 таких автомобилей.

По словам директора "Крутых тачек", среди покупателей гибридных авто преобладают люди со средним достатком. Причем, если раньше машины брали в кредит, то сейчас покупают за наличные или по системе trade-in.

– Например, один наш клиент недавно сменил Lexus RX 400h на Lexus RX 450h. То есть ему так понравился гибрид, что пересаживаться на обычный автомобиль уже не захотелось, – говорит Наталия.

На все СТО

Обслуживание автомобилей, которые завозятся в Украину "серыми" дилерами, не имеющими своих станций ТО, производится у партнеров по предварительной договоренности. При этом за 8–10 лет автопродавцы ни разу не сталкивались с выходом из строя гибридной установки.

– Для обслуживания гибридных автомобилей не требуется дополнительного специального оборудования, поэтому они могут обслуживаться в любом сервисном центре, – рассказывает генеральный директор компании "АВТ Бавария", официального импортера BMW в Украине, Александр Тимофеев. – Тем более что специалисты сервисных станций уже прошли дополнительное обучение по обслуживанию таких автомобилей. Специальная подготовка необходима из-за работы с высоким напряжением.

Другими словами, на гибридном авто можно будет выехать в любой уголок страны без опаски, что в случае форс-мажора придется заказывать эвакуатор до самого Киева.

Операция "Водород"

Поскольку особые условия для обслуживания гибридных автомобилей не нужны, объединение усилий одних автопроизводителей с другими в этом вопросе не имеет смысла.

Как объяснил Фокусу руководитель отдела маркетинга и планирования продукции компании "Хонда Украина" Александр Подолянко, подобное сотрудничество актуально для автомобилей на топливных элементах, за которыми многие компании как раз и видят будущее.

– Для обеспечения рыночного успеха электромобилей с топливными элементами следует построить плотную водородную инфраструктуру. Именно поэтому в прошлом году ведущие мировые автомобильные компании подписали меморандум о разработке и запуске на рынок электромобилей на топливных элементах. Этот документ предполагает, что начиная с 2015 года по всему миру может быть запущено в серию несколько сотен тысяч высокотехнологичных автомобилей с нулевым выбросом СО2, – отмечает г-н Подолянко.

Однако, учитывая то, что каждый производитель будет воплощать собственную коммерческую стратегию, это может произойти и раньше. Автомобильная инфраструктура, включающая в себя сеть автозаправочных станций, которые работают с водородом, по мнению специалистов, должна распространяться от крупных городов вглубь соответствующих регионов.

Производители, подписавшие меморандум, придерживаются идеи создания европейской водородной сети со стартовой точкой в Германии и одновременной разработкой концепций построения водородной инфраструктуры в других странах.

Оптимизмом единым

Украина пока далека от водородных планов. Даже гибридные автомобили у нас официально решились продавать только Lexus (RX 450h), BMW (BMW ActiveHybrid X6), Toyota (Prius) и Mercedes (S400 Hybrid). В скором времени Honda обещает начать поставки гибрида CR-Z. А вот Renault с планами по продаже своих электромобилей ZE пока не спешит. Тем более что до начала их выпуска в Европе осталось около двух лет.

В отличие от гибридов, не требующих создания сервисной инфраструктуры, обслуживание водородных и электромобилей предполагает наличие топливных станций и дополнительных терминалов перед офисными городками, на паркингах, перед гипермаркетами, на улице по принципу паркоматов. Помимо прочего, это также система навигации с привязкой к локальной электроинфраструктуре. Плюс пункты по приему и замене батарей и станции техобслуживания в количестве, сравнимом с обычными СТО.

По-нашему

Перспективы оборудования гибридными двигателями автомобилей отечественного производства весьма туманны. Как объяснил Фокусу главный конструктор компании "АвтоЗАЗ" Юрий Ральченко, разработка и постановка на производство таких моделей прежде всего должна подкрепляться экономической целесообразностью или требованиями законодательства и рынков сбыта.

– В настоящий момент нет ни одного из этих факторов. В Украине действуют нормы токсичности Евро-2, и пока нет предпосылок для их пересмотра. Экспорта в страны с более жесткими требованиями по токсичности мы не имеем. Цена гибридов выше стоимости автомобилей с традиционной силовой установкой, и это ставит под сомнение их массовое применение в Украине в ближайшее время.

Евгений Муджири, Фокус