Дети в младшем возрасте придерживаются "марксистских" позиций и предпочитают делить все строго поровну, однако с возрастом, распределяя блага, они начинают учитывать затраченные усилия
К такому выводу пришли ученые из Норвежской школы экономики и бизнеса.
Как сообщает РИА Новости, авторы исследования провели широкомасштабный эксперимент с участием детей в возрасте от 10 до 18 лет, учеников школ Бергена. В эксперименте каждый из детей в паре с другим незнакомым ему ребенком мог заработать деньги, отмечая появления определенного трехзначного числа на экране компьютера в таблице других чисел. Некоторые из школьников справлялись с этой задачей лучше и получали больше денег. В конце эксперимента каждая пара получала всю сумму заработанных денег и один из членов пары должен был разделить эти деньги, руководствуясь своими представлениями о справедливости.
В результате, примерно две трети школьников в возрасте от 10 до 11 лет делили полученные деньги строго поровну, независимо от того, насколько успешно они сами и их партнеры выполняли экспериментальное задание. Старшие дети делили "урожай" в зависимости от достижений.
Так, среди 18-летних подростков только 22% делили все поровну, а 43% больше денег оставляли себе, так как считали, что они заслужили большую долю.
Результаты, полученные исследователями, показывают, что с возрастом представления о справедливости у детей меняется от эгалитаристских в сторону учета заслуг. По мнению ученых, это отчасти связано с участием в спортивных соревнованиях и других видах состязаний, где вознаграждаются достижения.
Ученые отметили, что полученные ими результаты позволят учителям лучше понимать школьников, формировать более гармоничные классы, лучше мотивировать детей к учебе. Кроме того, это поможет социологам глубже понять, как формируются представления о справедливости в обществе.