Глава правления группы Volkswagen Фердинанд Пиех составил завещание, в котором отписал компанию четвертой жене. У руля крупнейшего автоконцерна мира впервые может оказаться женщина
"Наследство – это большое счастье, но нельзя допустить, чтобы его промотали", – заявил как‑то Фердинанд Пиех и, верный своему слову, решил не передавать бразды правления компанией ни одному из своих 12 детей. Внук знаменитого конструктора – создателя легендарного "Жука" Фердинанда Порше завещал империю жене Урсуле, посчитав, что только она сможет обеспечить автоконцерну достойное будущее, а непутевые отпрыски скорее промотают родительские деньги. 73‑летний Фердинанд также поставил 54‑летней Урсуле условие: если ей вздумается выйти замуж после его смерти, она потеряет все.
Несмотря на существенную разницу в возрасте, последний брак Пиеха стал удачным, хотя начинался со скандала. Урсула была гувернанткой его детей. Пиех женился в молодом возрасте, и от этого брака у него родилось пятеро детей. Последующие четверо появились на свет от двух женщин, одна из которых была женой его двоюродного брата. Урсула в свои 25 лет не побоялась оформить отношения с далеким от аскетизма Фердинандом. Этот брак пошел на пользу обоим. Урсула обеспечила себе безбедное будущее, а Пиех, "железный менеджер", человек с репутацией талантливого конструктора, но резкого и честолюбивого руководителя, по словам его окружения, стал намного мягче в отношениях с людьми. Теперь все свободное время он посвящал семье: парусный спорт, велосипедные прогулки, походы на лыжах. Но такой досуг не помешал главе Volkswagen сделать из своей второй половины едва ли ни самого главного советчика в вопросах, касающихся бизнеса. Так что те, кто хотел добиться поддержки и одобрения главы компании, вынуждены были искать благосклонности его супруги.
В немецкой прессе Пиеха любят сравнивать с его прославленным дедом, основателем Porsche Фердинандом. Но для Пиеха самым ценным наследством, доставшимся от предка, стала страсть к автомобилям. Сегодня он – единственный представитель династии, который проработал в автопроме несколько десятилетий.
Когда в 1993‑м году Фердинанд возглавил семейный концерн Volkswagen, компания была убыточной. Потери составляли почти миллиард долларов. Пиех уволил большую часть ведущих менеджеров и сумел договориться с немецкими профсоюзами: в обмен на 20‑процентное понижение зарплат он сохранил рабочие места на заводах. Дело в том, что главным акционером компании является правительство земли Нижняя Саксония, которое в 1990‑м году было представлено социал‑демократами во главе с Герхардом Шредером, так что нежелание увольнять десятки тысяч рабочих вполне понятно.
Пиех стал инициатором еще одной революционной идеи, подхваченной другими компаниями, – теории единой платформы для автомобилей. С тех пор все авто концерна стали собирать на трех основных платформах: Passat, Golf и Polo. Эти новации спустя четыре года принесли компании более миллиарда долларов прибыли. Постепенно Пиех собирает под крылом VW такие престижные бренды, как Bentley и Rolls-Royce, Bugatti и Lamborghini. Он строит в Дрездене завод для производства еще одной роскошной марки авто – лимузина Phaeton. При этом не забывает и о более народных моделях и экономичных разработках авто на водородных двигателях. Пиех также активно борется за контроль над Porsche, в которой ему принадлежит около 13% акций.
Многочисленное семейство Порше-Пиех давно стремится к слиянию семейного бизнеса. Но ни одна из ветвей рода подчиняться друг другу не желает. Volkswagen, контролируемый семейством Пиех, намного крупнее Porsche, однако зависит от государства и профсоюзов. В то же время Porsche может похвастать высокой прибыльностью. Не так давно благодаря своей репутации Porsche без труда взяла у банков кредиты и начала активно скупать контрольный пакет Volkswagen. На короткое время VW стала самой дорогой компанией в мире и оценивалась в $370,8 млрд. Но стремление любой ценой взять под контроль более успешного брата-близнеца дорого обошлось компании: банки отказались продлевать кредиты, и в Porsche вынуждены были во избежание банкротства искать покупателей на большой пакет акций компании. 42% доли в Porsche AG выставили за 3,3 млрд. евро. Переговоры вели с катарскими инвесторами. Фердинанд Пиех предлагал свой вариант: VW поглощает Porsche, либо на основе двух компаний создается альянс, которым управляют менеджеры Volkswagen.
На днях стало известно об окончательном решении владельцев двух автоконцернов: VW заплатит 3,9 млрд. евро за 49,9% акций Porsche, что станет началом полного слияния, запланированного на 2011 год. Так что у Урсулы Пиех появляется еще один стимул для сохранения верности своему мужу: вступив в права наследницы, она может возглавить не только компанию Volkswagen, но и Porsche, чего до сих пор не удавалось сделать ни одному прямому потомку Фердинанда Порше.
Уступите дорогу
После того как Урсула Пиех сменит мужа на посту главы Volkswagen AG, 60% немецкой автоиндустрии будет сосредоточено в женских руках
Мария-Элизабет Шефлер, вдова Георга Шефлера, возглавила бизнес семьи после смерти мужа в 1996 году. Она полностью контролирует Schaeffler Gruppe, в состав которой входит третий крупнейший поставщик автоиндустрии, производитель шин и автозапчастей Continental. Мария-Элизабет Шефлер вместе с сыном Георгом входит в десятку богатейших людей Германии с состоянием в $8,7 млрд. Основной источник доходов Шефлеров – INA, компания-производитель высококачественных подшипников. Баварский автоконцерн BMW контролирует семья покойного Герберта Квандта, спасшего компанию в конце 50‑х от банкротства. Сегодня его вдова Йоханна владеет 16,7% акций компании, еще почти 30% делят между собой его дети – сын Стефан и дочь Сюзанна Клаттен, которую в этом году журнал Forbes поставил на седьмое место в рейтинге самых богатых женщин мира. Несмотря на неоднократные предложения со стороны других автогигантов, таких как Honda, Ford и General Motors, наследники Квандта считают, что их долг – оставить контроль над брендом за семьей.
На колесах
Общий объем продаж двух автоконцернов – VW и Porsche, в 2009 году превысил $145 млрд. С конвейеров сошло почти шесть миллионов авто
Производитель | Объём продаж, млрд. евро | Количество, шт. |
Volkswagen | 70,7 | 3,9 млн. |
Porsche | 7, 47 | 98 652 |
Audi | 29,8 | 1 млн. |
Skoda | 7,1 | 552 000 |
Seat | 4,6 | 336 683 |
Bentley | 571 | 4616 |
Bugatti | 0,1 | 50 |
Lamborghini | 227 | 1515 |
Scania | 6,4 | 43443 |
MAN | 12 | 46767 |
Яна Седова,Фокус