Немецкий дизайнер Михел Давид выступил с идеей первого в мире спирального эскалатора, который необходим для доставки непрерывного потока людей на большую высоту при ограниченном пространстве
Изогнутые эскалаторы существуют с 1980-х годов. Иногда они как бы накладываются друг на друга, чтобы создать видимость спирали, но по сути - по-прежнему опираются на тот же механизм прямого эскалатора, который больше в длину, чем в высоту.
Как сообщает compulenta.ru, спиральный эскалатор, получивший название Helixator, основан на целом ряде нововведений. Во-первых, это монорельсовая система. Автор концепции Михел Давид пояснил: "Традиционные изогнутые эскалаторы имеют несколько рельсов с обеих сторон ступеней и поддерживаются сложными и тяжелыми конструкциями. Монорельсовое решение позволяет соединить все необходимые рельсы в одну централизованную и легкую структуру".
Во-вторых, новинке достаточно линейного двигателя вместо цепной системы, в которой на верхнее звено приходится вся тяжесть лестницы. "А у нас давление равномерно распределено по всей траектории машины, - продолжил инженер. - Все это делает систему очень гибкой и не накладывает никаких ограничений на геометрию эскалатора".
Helixator существует пока только в виде масштабной модели, которая демонстрирует 100-метровый эскалатор, способный перевозить 20 тыс. человек в час в обоих направлениях. Экономия площади равняется пятнадцати лифтам.
Сейчас Давид занят поиском производителя. "Многих пугает дизайн: кажется, что у людей закружится голова, - признался разработчик. - Над этим я как раз работаю - пытаюсь определить оптимальную скорость и радиус".
Сколько будет стоить устройство? На этот вопрос у инженера нет ответа. Обычные эскалаторы выпускаются уже лет 100 и сегодня стоят всего 12 тыс. евро, так что конкурировать с ними с экономической точки зрения будет трудновато. С другой стороны, эскалаторы, способные заменить лифт, становятся все более востребованными. В некоторых азиатских небоскребах есть транспортеры, ведущие сразу на 10-й или 15-й этаж.
Любопытно, что источником вдохновения послужило устройство, созданное на заре эпохи автоматических подъемников, - винтообразная самодвижущаяся дорожка, на некоторое время установленная на одной из станций лондонского метро в 1906 году. Кроме того, Давид внимательно изучал обычные монорельсовые дороги, "американские горки" и чертежи известного изобретателя Гилберта Луны 1970-х годов.