Разделы
Материалы

Права выбора. Какие проблемы приготовило водителям государство

МВД Украины срочно подгоняет законы под европейские автомобильные нормы. А заодно пополняет бюджет и обеспечивает госзаказом производителей документов

Водителей лихорадит: мало того что цены на бензин каждую неделю преподносят сюрпризы, так еще и грядет волокита с обменом прав. Последние спорные инициативы связаны с тем, что Европейская конвенция о дорожном движении, страной-участницей которой является и Украина, с 29 марта меняет некоторые правила. Наиболее ощутимые изменения связаны с порядком выдачи водительских удостоверений и новыми правилами оформления ДТП.

Срочный вопрос

Заявление министра внутренних дел Анатолия Могилева о том, что все украинские водители должны получить новые права с десятилетним сроком действия, всколыхнуло 10-миллионное автолюбительское сообщество. Позже министр уточнил, что изменение коснется только тех водителей, которые получат права после вступления в силу изменений, а также тех, кто выезжает за границу на личном автомобиле.

Это означает, что все, у кого есть права, продолжают ездить как раньше, в том числе за границу – лишь бы в правах была латиницей продублирована основная информация о водителе.

Новые права, выданные после 29 марта, будут иметь ограниченный срок действия, но опять-таки не 10 лет, как обещал министр, а компромиссные 50 лет – соответствующее постановление принял Кабмин.

Большой куш


Обратная сторона полиса

В рамках гармонизации украинского законодательства с европейским парламентарии приняли еще один закон, внешне весьма перспективный, но вряд ли способный облегчить жизнь водителям на практике. Через 6 месяцев в Украине должен заработать так называемый европротокол, позволяющий водителям при авариях, в которых нет пострадавших, не вызывать сотрудников ГАИ, а оформлять ДТП самостоятельно. Последнее слово за президентом.

"Подобная практика в Украине бесперспективна. Во-первых, в случае самостоятельного оформления ДТП у страховых компаний появятся новые поводы для отказа в выплате – например, неправильно оформленные документы или отсутствие свидетелей. Во-вторых, законопроект может быть использован злоумышленниками, специализирующимися на имитации ДТП", – говорит управляющий партнер юридической компании "Ольга Демченко и партнеры" Ростислав Кравец. По словам адвоката, пара стареньких жигулей, застрахованных в разных компаниях, с лихвой окупится за полгода при их регулярном участии в мелких ДТП.

Поэтому для нормальной работы системы страховым компаниям необходимо до вступления закона в силу создать базу добросовестных клиентов. "Европротокол – это начало глобальных изменений в украинском страховом законодательстве, хотя его введение станет весьма трудоемким для страховых компаний", – подтверждает директор департамента урегулирования убытков НАСК "Оранта" Татьяна Копаева.

"Успешной работе нововведения мешает то, что такое оформление возможно в тех случаях, когда виновник признает свою вину. На практике такое происходит крайне редко, люди доказывают свою невиновность даже в очевидных ситуациях", – рассказывает Вадим Володарский. В России опыт использования европротокола, введенного в 2009 году, провалился: лишь 4% всех ДТП оформляется по упрощенной схеме. В обмен на призрачные выгоды водители получат вполне реальные дополнительные расходы. Исчезнут как класс краткосрочные (сроком до одного месяца) полисы ОСАГО.

Пока европейские инициативы в украинском исполнении оборачиваются для автолюбителей только нервотрепкой и дополнительными расходами.

Дорогие эксперименты

Нововведения на дорогах подчас напоминают дорогостоящие эксперименты. За деньги налогоплательщиков закупали эвакуаторы и блокираторы, приобретали средства видеофиксации нарушений ПДД, которые позже признавали незаконными

Видеозаписывающие измерители скорости "Визир", работа которых на украинских дорогах запомнилась водителям "письмами счастья", активно применялись работниками ГАИ в качестве средства фиксации нарушений ПДД. Спустя год решением суда использование прибора было запрещено. Покупка 500 "Визирей" (по цене $3 тыс. за штуку) обошлась бюджету в 12 млн. грн.

Сейчас вместо пылящихся на складах "Визирей" ГАИ начала использовать более совершенные приборы "Арена" и TruCam. Цена "Арены" – 60 тыс. грн., в 2010 году было закуплено 26 штук, а в течение 2011 года планируется приобрести еще 100. TruCam, разработанный американским космическим агентством NASA, стоит еще дороже – 100 тыс. грн. Их пока в Украине тоже всего 26. Итого на замену "Визирей" уже потрачено свыше 4 млн. грн.

Став мэром Киева, Леонид Черновецкий начал бороться с неправильно припаркованными автомобилями. Для этих целей город закупил эвакуаторы, потратив только в 2008–2009 гг. на их приобретение 25 млн. гривен. В этот же период город приобрел мобильные группы блокировки колес на более чем 10 млн. грн. Впоследствии решением суда эвакуация автомобилей и блокировка колес были признаны незаконными.


Владимир Денисенко, Фокус