Разделы
Материалы

Ученые с помощью томографии создали точную копию скрипки Страдивари

С помощью компьютерной томографии и высокоточных современных технологий производства американским ученым удалось создать точную копию скрипки 1704 года, сделанной итальянским скрипичным мастером Антонио Страдивари

Отчет о работе вместе с трехмерными изображениями созданного инструмента был представлен на ежегодной конференции Радиологического общества Северной Америки, передает Газета.ру.

"Компьютерная томография - это уникальный метод изучения исторических объектов, не требующих отбора пробы или нарушения структуры поверхности. На основе трехмерных томографических изображений с помощью техники, оснащенной точным программным управлением, можно создавать "репродукции" потрясающего качества", – заявил Стивен Сирр, радиолог фирмы FirstLight Medical Systems из Миннесоты.

За последние 200 лет появилась масса теорий, объясняющих причину уникального звука скрипок Страдивари, но удовлетворительного объяснения пока не найдено. На качество звука влияет множество факторов - от породы и качества дерева, формы деки до толщины дерева и состава лака, покрывающего поверхность инструмента.

Современные мастера решили воспользоваться для копирования с помощью высоких технологий инструментом Betts 1704 года. Эта скрипка ранее принадлежала французскому скрипичному мастеру Жан-Батисту Вийому, затем - лондонским продавцам музыкальных инструментов "Уильям Хилл и сыновья", а сейчас хранится в Библиотеке Конгресса США. Компьютерная томография (КТ), с помощью которой "обследовали" скрипку, чаще всего применяется в медицине. Это аналог рентгеновского снимка, позволяющий получить трехмерное изображение объекта (черепа, кости). Специалист по КТ работал при создании скрипки с профессиональными скрипичными мастерами Джоном Уоддлом и Стивом Россоу.

Оригинальная скрипка была исследована на 64-детектровом томографе. Более 1000 послойных снимков были собраны в стереографические файлы. Затем по этой модели автоматическим станком, специально созданным для этой задачи Россоу, были идеально воссозданы форма и пропорции верхней и нижней деки, грифа и головки скрипки. Таких заготовок было сделано несколько из разных пород дерева. Сборку и покрытие лаком Уоддл и Россоу произвели вручную. Первые экземпляры не предназначены для использования музыкантами, поэтому судить о качестве звука, который музыкантам удастся извлечь из таких копий, пока судить сложно.