Российские ученые надеются осуществить новый проект по исследованию спутника Марса Фобоса, и он должен выполнить задачи, ранее поставленные перед потерпевшей неудачу миссией "Фобос-Грунт", заявил научный руководитель проекта, директор Института космических исследований РАН академик Лев Зеленый
Как передают РИА Новости, "Фобос-Грунт", первая за 15 лет российская межпланетная станция, стартовала с космодрома Байконур 9 ноября, однако не смогла выйти на траекторию перелета к Марсу и осталась на околоземной парковочной орбите. В течение двух недель выйти на связь со станцией не удавалось, в конце ноября европейские и российские станции слежения смогли получить информацию с борта, но затем связь снова прекратилась. Сейчас станция остается на околоземной орбите, постепенно снижаясь. Как ожидается, она войдет в атмосферу в первые две недели января.
"Следующие шаги российской программы по исследованию Солнечной системы сейчас обсуждаются. В соответствии с текущими планами, следующие миссии – "Луна-Глоб" и "Луна-Ресурс". В качестве возможного дополнительного шага, Роскосмос, ЕКА и НАСА обсуждают сотрудничество в рамках миссии "ЭкзоМарс" и российского проекта "Марс-НЭТ". Более того, Российская академия наук хотела бы подготовить новую миссию к Фобосу. Однако пока об этом не принято никакого решения", - говорится в письме Зеленого участникам проекта.
Зеленый отмечает, что в попытках спасения "Фобос-Грунта" участвовало множество людей и организаций. В их числе - Европейский центр управления космическими полетами (ESOC) ЕКА, станции дальней космической связи НАСА (DSN), служба контроля космического пространства Стратегического командования США (NORAD), многочисленные астрономы-любители.
По его словам, специалисты НПО имени Лавочкина будут пытаться установить связь с аппаратом и передать на его борт команды до самого конца его существования. Однако ученые уже пытаются определить возможное место падения аппарата, а также то, какие из его фрагментов не сгорят в атмосфере и упадут на землю.
"Это особенно чувствительный вопрос, поскольку один из научных приборов - Мессбауэоровский спектрометр - содержит радиоактивное веществ, кобальт-57. Однако количество кобальта-57 в нем не превышает 10 микрограмм, и согласно нашим оценкам, никаких значимых проблем из-за этого не ожидается", - пишет Зеленый.
Он отмечает, что причины аварии до сих пор остаются неизвестными.