Сознательная уверенность человека в том или ином исходе событий не оказывает никакого влияния на работу подсознания: оно будет генерировать страх, опираясь на предыдущий опыт, а не на "сознательный" анализ ситуации
Исследователи из Университета Эксетера (Великобритания) показали, что даже в относительно спокойных ситуациях, не требующих мгновенного принятия решения и бегства ради спасения жизни, реакции человека подчиняются импульсам, неподотчетным сознанию, сообщает compulenta.ru.
Правда, для демонстрации этого психологи выбрали феномен, называемый "ошибкой игрока". Участников эксперимента сажали перед экраном, на котором появлялись какие-то цветные изображения. В половине случаев показ картинок сопровождался легким ударом тока. По ходу опыта сидящий перед экраном должен был оценить вероятность того, каким будет следующее событие - "плохим" или "хорошим". Одновременно ученые регистрировали изменения в активности потовых желез, управляемых вегетативной нервной системой. Возбуждение нервных окончаний, иннервирующих потовые железы, говорило об эмоциональном состоянии человека.
Если испытуемые несколько раз подряд получали удар током, то они начинали занижать вероятность того, что следующая картинка тоже будет сопровождаться электрошоком. В этом и заключается парадокс "ошибки игрока": проигравшему несколько раз подряд начинает казаться, что в следующий раз уж точно повезет. Верно и обратное: если везет несколько раз подряд, человек начинает думать, что вероятность неудачи "сгущается". После ряда картинок без электрошока подопытные все сильнее ждали, что на следующем изображении их настигнет электроудар.
Но их вегетативная нервная система была в корне не согласна с сознанием. После серии "электрокартинок" каждая следующая вызывала возбуждение потовых желез: подсознание учитывало прошлый опыт и в дальнейшем не ожидало ничего хорошего. И наоборот: после ряда изображений без электрошока подсознание переставало бояться и, не в пример сознанию, от каждой следующей картинки никакого подвоха не ждало.
Подобного рода ассоциативное обучение характерно для животных, которые не могут анализировать явления окружающей среды и просто запоминают, что чему соответствует в большинстве вариантов. Считается также, что у человека такие "животные ассоциации" оказались вытеснены сознанием. Но, как заключают исследователи, подсознание, по-видимому, играет в нашей повседневной жизни куда более значительную роль, чем принято считать.