Киргизские нефтетрейдеры заявляют, что доставка нефтепродуктов на юг страны практически парализована. Причина - решение властей о запрете проезда по дорогам большегрузных машин, чей вес превышает допустимые нормы.
Озаботившись состоянием автомобильных дорог в республике, правительство Киргизии решило ограничить проезд тяжелого грузового транспорта. Первое постановление на этот счет вступило в силу с начала 2012 года. Согласно ему, максимально допустимый вес грузовиков составляет 44 тонны.
Все горюче-смазочные материалы в южные области Киргизии доставляются автомобильным транспортом. Но значительная часть киргизских бензовозов оказалась в категории автомобилей, которым запрещено передвигаться по стране из-за введенных ограничений на проезд.
В результате, в отдаленных регионах на юге Киргизии уже ощущается нехватка бензина и дизтоплива. Хотя на севере страны, в частности, в Бишкеке и в Чуйской области, прилегающей к столице, - дефицита топлива пока нет. По словам президента Ассоциации нефтетрейдеров Киргизии Жумакадыра Акенеева, около 90 автозаправочных станций на юге были вынуждены закрыться. Всего в стране действует около 630 АЗС.
"У нас доставка топлива с нефтехранилищ на АЗС, по сути, парализована. Сейчас мы даже отказываемся от железнодорожных составов с ГСМ, которые идут из России, потому что мы не можем перебрасывать топливо в регионы, прежде всего, на юг", - сказал Акенеев в интервью DW.
80 процентов бензовозов попали под запрет
По его словам, каждая автомашина, которая используется в Киргизии для перевозки нефтепродуктов, вместе с грузом в среднем весит 46 тонн. И таких грузовиков, которые не соответствуют стандартам Минтранса, в республике большинство. Но нефтетрейдерам удалось добиться для себя определенных преференций, в результате чего их машины продолжали курсировать по республике. Однако в конце мая вступило в силу новое постановление кабинета министров. В нем помимо максимально допустимого веса указаны и конкретные марки грузовых авто, которым нельзя выезжать на дороги.
В основном под запретом оказались бензовозы китайского производства. "Под запрет попали бензовозы, которые составляют около 80 процентов нашего подвижного состава. Сейчас этим машинам даже не дают доехать до пунктов весового контроля, их на дорогах задерживают сотрудники ГАИ. Уже около 400 бензовозов с грузом, которые направлялись на юг, арестованы", - отмечает Акенеев.
Минтранс: Тяжелые машины разрушают дороги
В Министерстве транспорта и коммуникаций Киргизии заявляют, что перевозчиков топлива заранее предупреждали о готовящихся ограничительных мерах. "Европейские бензовозы продолжают нормально перевозить топливо, а машины китайского производства не соответствуют никаким стандартам, они слишком тяжелые", - пояснил DW начальник управления весогабаритного контроля и тоннельной службы Сыргаболот Кожобергенов.
Он отмечает, что из-за отсутствия должного контроля в этой сфере дорожное полотно на многих трассах быстро приходит в негодность. "В 2010 году в революционное время весовое оборудование на двух наших пунктах на дороге Бишкек-Ош было сломано неизвестными лицами. Лишь недавно мы установили новые весы, а до этого по дороге ездили бесконтрольно, состояние дорожного полотна сильно ухудшилось", - говорит Кожобергенов. При этом, как считает чиновник, перевозчики сильно преувеличивают, говоря о проблеме доставки нефтепродуктов в регионы.
В городе Оше и его окрестностях проблем с топливом пока действительно нет. "У нас все заправки работают, бензин есть", - рассказывает ошский таксист по имени Хандам.
В некоторых районах уже наблюдается дефицит топлива
Но в ряде отдаленных регионов на юге республики ситуация уже не столь радужная. Как рассказывает житель одного из поселков Алайского района Улан Азимов, на некоторых АЗС уже нет топлива. "На ближайшей от меня заправке, куда я обычно заезжаю, бензина нет уже несколько дней. Вчера мне пришлось ехать на другую заправку, но это далеко от меня, и там была большая очередь", - говорит Улан.
По словам президента Ассоциации нефтетрейдеров Киргизии Жумакадыра Акенеева, в отдаленных южных районах запасы горюче-смазочных материалов заканчиваются и вскоре там может разразиться серьезный топливный кризис. Однако власти пока не хотят идти навстречу перевозчикам.
Источник: Русская служба DW