Разделы
Материалы

Цифровая эра: Семь привычных вещей, которые могут исчезнуть через пять лет

Тотальная компьютеризация и развитие интернета радикально меняют мир, причем с темпами, которые поразили бы самых оптимистичных фантастов прошлого столетия. Фокус.ua выбрал семь распространенных и повседневных явлений, с которыми человечеству вскоре предстоит распрощаться благодаря бурному развитию новых технологий

Настольные компьютеры
Еще 10-15 лет назад такие устройства, собственно, и были компьютерами в обычном понимании этого слова. Ноутбуки были привилегией состоятельных людей, смартфонов попросту не было, а планшеты существовали только в воображении таких визионеров, как Стив Джобс или Билл Гейтс.

Сегодня "компьютерами" являются именно ноутбуки и планшеты, а также в известной степени смартфоны. Настольные компьютеры уже стали нишевым продуктом. Их покупают предприятия, которые в силу разных причин, как правило, важнейшая из них – экономия, не хотят покупать ноутбуки своим сотрудникам. Настольные компьютеры покупают заядлые геймеры, которым важно собрать самое мощное "железо", да еще и иметь возможность оперативного "апгрейда". Настольные компьютеры покупают дизайнеры и видеомонтажеры, математики и астрофизики, в общем, профессионалы, которые нуждаются в вычислительной мощи в ущерб портативности.

Но обычному человеку, а это по факту 99% рынка потребительской электроники, настольный компьютер больше не нужен. Все мыслимые задачи для повседневной жизни можно решить при помощи ноутбука за $300-500 или планшета за $500-800.

Продажи ноутбуков превысили продажи десктопов еще в 2008 году. К 2015-му суммарные продажи ноутбуков и планшетов составят более 90% рынка компьютеров, предрекают эксперты.

Только пятое место в списке занимала реальная фотокамера Canon EOS 500D. И это весьма показательный факт. Есть и более красноречивые факты. Например, с 2006-го по 2011 год продажи на рынке цифровых фотокамер сократились на треть. К 2016 году рынок похудеет еще на треть. При этом рынок смартфонов растет аналогичными темпами.

У фотокамер, особенно дорогих, качество съемки, конечно, лучше, чем у смартфонов. Но большинству рядовых пользователей не нужно такое качество, поскольку в основном снимки делаются для соцсетей и таких сервисов, как упомянутый Flickr.

В общем, можно принять как данность, что через пять-десять лет фотокамеры станут нишевым продуктом для профессионалов и продвинутых любителей.

Как результат, большинство операторов проводной связи в цивилизованных странах либо были поглощены другими компаниями, либо постепенно перепрофилировались в интернет-провайдеров.

Безусловно, проводной связью все еще пользуются миллионы людей во всем мире. Но интернет и сотовая связь постепенно убивают традиционный телефон.

За период с 2007-го по 2011 год Skype и другие сервисы голосовой связи по интернету отобрали у операторов сотовой связи около половины трафика звонков на большие дистанции. С распространением смартфонов и планшетов эта тенденция только усилится.

Сотовые операторы уже прошли стадию 3G и разворачивают еще более скоростные сети, которые позволяют совершать видеозвонки в Skype прямо на улице. Кому будет нужен проводной телефон еще через пять лет?

Нечто подобное происходит и сегодня с бумажными книгами. Миллионы людей отказываются воспринимать всерьез электронное чтение, считая, что книга непременно должна быть бумажной, с должным запахом, аурой и тактильными ощущениями.

Однако ретрограды еще никогда в истории человечества не одерживали успеха в войне с научно-техническим прогрессом.

Согласно недавним опросам, более 20% читающих жителей США и стран Европы используют электронную "читалку". И что самое интересное - они в среднем читают больше книг, чем те, кто предпочитает традиционные бумажные книги – 24 книги в год против 15 – такая статистика по США.

Продажи "читалок", таких как Amazon Kindle, растут в геометрической прогрессии, равно как и продажи книг в онлайн-магазинах – 366% роста только за последний год. В то же время, продажи печатных книг сокращаются, хоть и не столь значительно – на 7% в 2011 году.

Еще пять-десять лет и бумажные книги станут тем, чем сегодня являются виниловые пластинки. У них по-прежнему будет много ценителей. Но само слово книга перестанет ассоциироваться с бумагой.

Потом появились компакт-диски. Более качественные и удобные. Казалось, этот формат пришел на века. Некоторые производители давали гарантию на свои диски чуть ли не 100 лет. Как и на диски появившегося чуть позже формата DVD.

А потом нагрянул Стив Джобс, который заявил, что будущее музыкальной индустрии – за цифровым форматом. Он выпустил плеер iPod и дал возможность пользователям покупать музыку в интернете. Чуть позже аналогичная трансформация произошла и с видео. А физические носители стали попросту не нужны.

Большинство крупных компаний не пошли на поводу у Apple и вовсю инвестировали в создание более совершенных дисков. Миллиарды долларов были потрачены на разработку форматов Blu-ray и HD DVD, которые продвигались гигантами Sony, Toshiba, Microsoft и другими компаниями.

А в итоге победил Apple со своим iTunes, в котором можно недорого покупать или брать на прокат фильмы в отличном качестве, и другие онлайн-сервисы, такие как популярный в США Netflix.

Платные онлайн-кинотеатры появились даже в Украине, правда, пока большинство соотечественников с трудом понимают, как это вообще можно платить за фильм или музыку.

Однако на судьбу дисков пиратство влияет мало. Ведь те, кто не хочет платить за просмотр фильмов, попросту скачают их бесплатно. Диски покупают только владельцы старообрядных DVD-плееров. Но все мамонты когда-нибудь вымирают.

Доступность широкополосного интернета в развитых странах делает классическое телевидение попросту устаревшим. Даже не важно, идет ли речь об аналоговом или цифровом вещании.

Скорее всего, телевидение будущего это нечто вроде слегка усовершенствованного YouTube. Даже сами устройства, которые изначально создавались для просмотра телевидения, сильно изменились в последние годы.

Современные телевизоры представляют собой симбиоз большого экрана, персонального компьютера и медиаплеера. Они умеют соединяться с интернетом, дают доступ в соцсети, умеют звонить по Skype, воспроизводить видеофайлы с внешних носителей, воспринимать команды голосом и жестами.

В общем, от прежних телевизоров осталось только название.

Все это дорого и никому не нужно. Гораздо проще расплачиваться карточкой или еще проще, смартфоном, и контролировать свои расходы при помощи интернет-банкинга.

Уже сегодня в развитых странах наличными расплачиваться за что-то более дорогое, чем проезд в метро или свежие фрукты с уличного лотка, не принято.

Зайдите в Apple Store в Нью-Йорке и купите новый MacBook Pro за наличные – продавец сразу поинтересуется, не из России ли вы. И будет крайне расстроен необходимостью пересчитывать и проверять на подлинность пачку стодолларовых купюр.

Некоторые страны уже активно движутся в сторону воплощения концепции Cashless World , то есть мира без наличных. Например, Швеция, где эту идея реализуют на государственном уровне. Даже в церквях устанавливаются терминалы, с помощью которых можно осуществить пожертвования, не используя наличность.

Первые позитивные результаты уже налицо. Причем, это не только экономические показатели. Например, с момента начала отказа от наличности количество ограблений банков и инкассаторских машин в Швеции сократилось со 110 за год в 2008-м до 16 в 2011-м.

В США также происходит масштабный переход на электронные деньги. Согласно недавним опросам, 73% американцев заметили, что используют наличные значительно реже, чем десять лет назад.

Сегодня можно иметь прямой доступ к своему банковскому счету прямо со смартфона, это дает возможность не ожидать пока отсчитают сдачу, не бояться получить порванную или фальшивую купюру и т.д.

Украина, как обычно, не входит в число стран, где передовые технологии правят бал, но тем не менее, все больше украинцев пользуются безналичным платежными сервисами. В 2010-м украинцы владели 44 млн платежных карт, а в 2012-м их количество выросло до 59 млн.

Алексей Бондарев, Фокус.ua