В результате введения утилизационного сбора местные производители могут оказаться чужими в собственной стране, считает Forbes.ua.
Когда 1 сентября Россия ввела утилизационный сбор на украинские автомобили, это привело к масштабной торговой войне, отмечает издание. Проблему со дня на день обещают решить. Но пока похоже, что решение будет спорным. Украинские производители смогут избавиться от дискриминации на российском рынке, но получат дискриминацию на внутреннем.
В конце ноября Верховная рада приняла за основу законопроект о введении экологического налога за утилизацию транспортных средств. Идея документа – внедрить сбор, аналогичный тому, что уже действует на автомобили в России. Базовая ставка сбора в Украине для легковых автомобилей будет 5500 грн., для грузовых авто, автобусов и спецтехники – 38 тыс. грн. Хотя это не потолок - итоговая сумма сбора будет зависеть от коэффициента, с которым он будет применяться к конкретной модели авто.
Но интересен документ не одним лишь размером ставок. А тем, как его принимали, и тем, кому он будет выгоден прежде всего. Ведь в тот же день парламент отклонил схожий законопроект – только авторства не депутатов, а правительства Украины. "Мы столкнулись с беспрецедентным лоббизмом, – говорит собеседник в Кабмине. – Ведь если до сих пор большинство в Раде пропускало правительственные документы "вперед", и могло лишь вносить в них поправки ко второму чтению, то теперь наш законопроект был фактически торпедирован".
Размер ставки сбора | % базовой ставки | грн. |
---|---|---|
Легковые авто | 86-550 | от 4 730 до 30 200 грн. |
Грузовые авто, автобусы и спецтехника | 60-290 | от 22 800 до 110 200 грн. |
Причины столь редкой принципиальности депутатов – в ключевом отличии двух законопроектов: льготах, предоставляемых национальным производителям.
Читайте также на Forbes.ua:
Чем плох сжиженный газ для автомобилейПодготовка к внедрению LTE в Украине набирает оборотыКак монетизировать украинские моря, горы и историю5 самых выгодных гибридных автомобилей"За" и "против" закона о запрете курения в общественных местахДело в том, что и один, и второй законопроект при введении утилизационного сбора ставил в привилегированное положение тех автопроизводителей, у которых в Украине есть полный цикл производства – предоставлял им льготы при уплате этого сбора. Таких в нашей стране всего двое: Богдан, принадлежащий Петру Порошенко, и Укравто Тариэла Васадзе.
Но льготы для этих двоих в кабминовском законопроекте были не так "обидны" остальным компаниям, как в депутатском. Ведь, согласно кабминовскому, компании платили бы сбор, как и все остальные, но получили бы право самостоятельно использовать средства от уплаченного ими сбора, чтобы создать мощности по утилизации. В то время как депутатский законопроект освобождает две компании от уплаты сбора полностью – взамен на то, что свои авто, проданные в Украине, они будут утилизировать самостоятельно.
К тому же такое решение поставит в неравные условия украинских и иностранных производителей, а значит, повлечет за собой санкции ВТО и национальных правительств. "Европейская ассоциация автопроизводителей уже приняла решение, что в случае введения подобных правил она будет требовать от своих правительств введения санкций против украинского экспорта", – заявил Артем Ткаченко, первый вице-президент ВиДи Груп.
Порошенко комментирует лишь правительственный законопроект, считая, что тот правил ВТО не нарушает. "Согласно ему, утилизационный сбор платят все производители, а поэтому речь о дискриминации в нем не идет", – рассказал Порошенко Forbes.ua. Вопросы о депутатском проекте закона, выгодном его компании, министр предпочитает обходить стороной.
Помимо двух украинских компаний, выгоды от нового закона получит российский бизнес. Дело в том, что закон об утилизационном сборе Украине нужен не сам по себе. Он – требование России в болезненном диалоге между Киевом и Москвой об ущемлении прав украинских производителей на российском рынке.
Платить утилизационный сбор при поставках в Россию украинские автопроизводители должны с сентября. Пытаясь добиться его отмены, тогда же, в сентябре, украинский Кабмин ввел ответную пошлину для российских производителей. Но "мелкий шантаж" не помог: Россия дала понять, что отменит сбор для украинских производителей лишь при соблюдении любопытного условия. Россияне хотят, чтобы наша страна ввела его для производителей из всех стран – чтобы затем договориться с ней о взаимной отмене сбора лишь для "своих".
Российские автопроизводители получат преимущество в Украине не только перед иностранными поставщиками – но даже и перед украинскими, полагает издание.
Подробности скандальных противоречий между странами вокруг утилизационного сбора читайте в статье Forbes.ua.