Разделы
Материалы

Поехали кататься. Автопроизводители начали сдавать машины в аренду

Иметь машину, но не покупать ее. Компании – производители автомобилей предлагают новую услугу, которая дает возможность ездить на хороших машинах, экономит деньги, решает проблему парковок и избавляет от пробок в городах

Личное транспортное средство под рукой, при этом никаких страховок, СТО, ремонта, забот о смене резины, расходов на бензин и вечного поиска места, где можно нормально припарковаться. Совместное владение машиной за скромный членский взнос — новая услуга от компаний-производителей. Так гиганты индустрии пытаются пережить кризисные времена и не потерять клиентов, не готовых сегодня обременять себя автомобильным кредитом.

По данным Ассоциации европейских автопроизводителей, в 2012 году продажи новых автомобилей упали ниже уровня 1995 года, составив чуть больше 12,5 млн, что на 7,8% меньше, чем в 2011 году. Это худший показатель за последние 17 лет. Компании вынуждены подстраиваться под несговорчивого и беднеющего потребителя, отправлять продукцию, предназначенную для европейцев, в Азию и США. Теперь потенциального клиента приходится заманивать необычным сервисом. И хотя в компаниях не скрывают, что конечная цель — подтолкнуть человека к покупке машины, они также стараются сделать передвижение по городу максимально комфортными и недорогим. Для этого немецкий автоконцерн BMW запустил программу DriveNow ("Езжайте сейчас") в нескольких городах Германии и в американском Сан-Франциско. В парке DriveNow две марки электромобилей — MINI и Sixt. Работает сервис просто: за вступительный взнос в $39 любой автолюбитель может оформить членство в клубе DriveNow, получить идентификационную карточку и арендовать электромобиль в любое время дня и ночи за вполне демократичную поминутную оплату.

Житель Мюнхена и автовладелец Филипп Кюблер — один из постоянных клиентов DriveNow. "Я пользуюсь этим сервисом, чтобы не брать такси, — говорит он Фокусу. — А иногда просто потому, что мне лень заниматься своей машиной. Вот на днях мне очень не хотелось откапывать ее из-под снега. Поездка-то должна была занять всего минут 15. Вот я и арендовал машину DriveNow".

Для Кюблера главные преимущества сервиса — возможность арендовать машину для поездки в один конец. Ее не нужно возвращать на станцию. Схема DriveNow работает вместе с услугой ParkNow ("Паркуйтесь сейчас") — сетью специально оборудованных стоянок во всех районах города. Так что машину можно оставить на ближайшей к пункту назначения стоянке.

"Машины у них новые, цены не фиксированы, все зависит от времени поездки", — перечисляет удобства Кюблер. К тому же сервис не предполагает блокировки страхового депозита на случай повреждения автомобиля, который обычно практикуется компаниями, предоставляющими авто в аренду. Требования к клиентам просты: иметь водительский стаж не менее двух лет, не использовать авто для коммерческих перевозок пассажиров и транспортировки легковоспламеняющихся веществ, водить машину в трезвом виде и т. д.

На вопрос, что не устраивает в сервисе, Кюблер жалуется, что в Мюнхене иногда не удается припарковаться там, где хотелось бы: в городе немало так называемых красных зон, где оставлять машину запрещено. Бывает, что на станции DriveNow не оказывается свободной машины. Что лишь подтверждает растущую популярность услуги.

Цвенне Хебер живет в Берлине. Он пользуется DriveNow с ноября прошлого года, очень доволен сервисом и считает, что эта программа — лучшая альтернатива обычному автомобилю.
"Теперь не нужно тратить приличную сумму на покупку машины, а потом еще платить налоги, покупать бензин и страховку. А если что-то случится — тогда ремонт влетит в копеечку", — говорит он Фокусу. С DriveNow он платит около $0,4 за минуту аренды, и не более того. "К примеру, я беру такси домой. Еще до начала поездки на счетчике уже $4. Да за эти деньги я десять минут уже буду в дороге, если возьму машину DriveNow!", — поясняет он. Для Цвенне это идеальный вариант, ведь взять машину очень просто: бронируешь авто с помощью приложения и через несколько минут уже сидишь за рулем.

В Facebook на страничке DriveNow дотошные немцы советуют, как оптимизировать сервис под их потребности. Кто-то просит заменить дворники, кто-то пишет о сбоях в работе мобильных приложений, разработанных специально для сервиса, а кто-то ищет забытые в арендованном авто вещи. Но ругают редко. Большинство воспользовавшихся услугой довольны и требуют расширения сети в главных немецких городах.

Без дозаправки
В Сан-Франциско сервис DriveNow работает с осени прошлого года. Именно этот американский мегаполис страдает от многокилометровых пробок, и здесь хронически не хватает парковочных мест. Сегодня в автопарке — 70 электромобилей. 30-минутная поездка обойдется всего в $12, что в три-четыре раза дешевле, чем на такси. Одного заряда электрокара хватает на 200 км пути — вполне достаточно для поездки по городу. Каждая такая машина может заменить десять личных транспортных средств, считают в компании. Еще один плюс — отсутствие выбросов вредных выхлопных газов в атмосферу. В BMW надеются, что их старания не будут напрасными и принесут компании выгоду.

"Благодаря DriveNow те, кто сейчас отказывается от покупки, привыкнут к BMW и, может, захотят купить машину позже, — говорит Ричард Стайнберг, глава этого проекта. — Тогда они выберут тот автомобиль, который им хорошо знаком".

Немецкий автоконцерн не единственный в зарождающейся сфере услуг по предоставлению машин в складчину. Во многих городах мира работает услуга Car2Go от Daimler. Производитель уже не первый год сотрудничает с компанией по прокату автомобилей Eurocar. Собственный транспорт становится обременительной собственностью в крупных городах, говорят в Car2Go, поэтому многие, отказываясь от дорогостоящей покупки, отдают предпочтение новой услуге. В Торонто (Канада) 470 авто в аренду предлагает Zipcar. У компании почти 200 станций по всему городу, а также представительства в Лондоне, Барселоне и нескольких крупных городах США. Как правило, арендодатели укомплектовывают свой парк гибридами и электромобилями. Такие же услуги предоставляет в Торонто и AutoShare, у которой около 300 машин и 150 станций. Разовый взнос для новичков составляет $100, ежегодная абонплата не превышает $45. Цена зависит от времени суток (к примеру, в ночные часы поездка обойдется в $3–4) и количества
забронированных поездок.

В компаниях уверены: их клиентура будет расти и за счет миграции жителей из сельской местности в город, и за счет тех, кто сознательно отказывается от покупки автомобиля. У этой сферы немалый потенциал, ведь сегодня в 30 крупнейших мегаполисах мира проживает 260 млн человек. Если верить докладу "Глобальные риски-2012", подготовленному Всемирным экономическим форумом, к 2050 году горожане составят 70% населения планеты. По данным компании Frost and Sullivan, уже через десять лет сервисом, предлагающим совместное владение авто, будут пользоваться не менее 15 млн человек.

Яна Седова, Фокус