Попытка властей России соблюсти нормы ВТО и ввести утилизационный сбор для всех автопроизводителей может повысить цены на российские машины, предупреждают аналитики, опрошенные DW.
Правительство России нашло способ урегулировать конфликт с иностранными автопроизводителями, поставляющими машины на российский рынок. Они добиваются отмены утилизационного сбора, считая, что выплата сбора является нарушение норм Всемирной торговой организации (ВТО), в которую в 2012 году вступила Москва.
Правительство решило не отменять сбор, а сделать его обязательным и для автопроизводителей, которые выпускают автомобили непосредственно в России. Правила ВТО таким образом будут соблюдены. Однако без исключений снова не обойдется - в Минэкономики пообещали субсидии тем, кто подписал в свое время соглашения о промсборке - это крупные зарубежные автоконцерны, построившие заводы в России. Эксперты опасаются того, что теперь под ударом окажутся чисто российские предприятия, а вместе с ними - и потребители.
От одного противоречия к другому
Сбор за утилизацию автомобилей, введенный в сентябре 2012 года, вызвал недовольство у иностранных концернов, поставлявших в Россию свою продукцию. Ведь выплачивать его обязаны только они. Те же компании, которые построили заводы в самой России, могут ограничиться гарантией утилизации. Фактически "утилизационный сбор был призван заменить ввозные пошлины, которые были снижены после вступления России в ВТО", объясняет доцент кафедры менеджмента Института технологий и управления Александр Дорофеев.
После того как в ситуацию вмешались представители ВТО, российские чиновники пообещали устранить противоречие. Многие ожидали, что утилизационный сбор отменят, но вместо этого было найдено другое решение - сделать его обязательным для всех. Об этом сообщил министр экономики Андрей Белоусов. 7 марта он заявил, что никаких компенсаций утилизационных расходов компании, выпускающие автомобили в России, не получат.
Конфликт можно было бы считать полностью исчерпанным, если бы не одно обстоятельство: новые правила существенно меняют условия, на которые в свое время пошли иностранные автоконцерны, работающие в России в режиме промсборки.
А это недопустимо, признал сам Белоусов: "У нас есть закон об иностранных инвестициях, в котором предусмотрена "дедушкина оговорка", согласно которой никакие изменения законодательства не могут ухудшить условия договора". Кроме того, предупреждает Александр Дорофеев, "отказ от старых обязательств чреват потерей доверия западных инвесторов".
Все на алтарь "дедушки"
Чтобы снять вопрос с "дедушкиной оговоркой", было решено разработать механизм субсидий, которые будут получать работающие в режиме промсборки иностранные компании. Именно этим сейчас и заняты российские профильные ведомства. Суть механизма субсидий пока неясна, но уже сейчас очевидно, что исключения из правил все же останутся и равных для всех условий снова не будет.
Правда, судя по всему, теперь пострадавшей стороной станут не иностранные, а российские компании, в производственной линейке которых присутствуют сугубо российские автомобили. "В частности, это Lada Samara или Lada Kalina "АвтоВАЗа", продукция ГАЗа или УАЗ компании Sollers", - пояснил DW аналитик банка "ВТБ Капитал" Владимир Беспалов.
Иностранный бизнес инициативу министерства экономики, скорее всего, поддержит, полагает глава Германо-российской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс (Michael Harms): "Если действительно не будут изменены условия для тех, кто подписался на режим промсборки, например для Volkswagen, то мы вполне сможем жить с таким решением".
По словам Хармса, ухудшение условий стало бы дополнительной нагрузкой для тех, кто уже вложил довольно много денег в России и планирует новые инвестиции, ориентируясь при этом на параметры, закрепленные в первоначальных соглашениях.
Рикошетом по любителям Lada Kalina
"Отмена механизма гарантий для российских автопроизводителей однозначно повысит конкурентоспособность иномарок", - сообщил DW эксперт инжиниринговой компании "2К" Игорь Смирнов. Если компании, с конвейеров которых сходят автомобили, выпускаемые не в режиме промсборки, не получат никакой поддержки из госбюджета, им придется включать свои дополнительные расходы, связанные с утилизационным сбором, в себестоимость конечной продукции. В результате, по словам эксперта, отечественные машины, скорее всего, подорожают на сумму сбора, которая, в зависимости от объема двигателя, варьируется от 17500 рублей (около 440 евро в пересчете) до 110 тысяч рублей (около 2750 евро).
В итоге, по выражению эксперта Федерации автовладельцев России (ФАР) Андрея Веселкова, это ударит по российским потребителям. "Такого рода ухищрения, как включение в цену автомобиля утилизационного сбора, я вообще расценивал бы как нарушение прав автомобилистов", - возмущается Веселков. По его мнению, вина целиком лежит на чиновниках. "Они выдумывают всякие лазейки, закрывают внутренний рынок, в то время как основой поддержки должно было бы стать стимулирование внедрения современных технологий", - отметил эксперт ФАР в интервью DW.
Согласен с Веселковым и гендиректор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков. По его словам, в принципе утилизационный сбор полезен с точки зрения экологии: "Нидерланды внедрили эту систему, и потом ее переняли многие страны. Российский Минпромторг что-то скопировал, что-то придумал свое, но в итоге все вышло наперекосяк", - посетовал Целиков.
И назвал весьма показательным то, что сейчас утилизационный сбор целиком уходит в федеральный бюджет, в других же странах для этого существует специальный фонд. "У нас из федерального бюджета надо будет как-то назад забирать деньги, а как - пока не совсем понятно", - указывает Сергей Целиков. Выходит, что новая система создана исключительно ради дополнительного обременения автопроизводителей. А вот будет ли она выполнять экологическую функцию, - вопрос открытый.
Источник: Русская служба DW