Разделы
Материалы

Как передвигаться по мегаполису без пробок

В декабре число заторов на дорогах достигает годового пика. Фокус собрал несколько рецептов борьбы с пробками в мегаполисах

В дорожных пробках проходит значительная часть жизни обитателей мегаполисов. В них рождаются, влюбляются и умирают, на пробках зарабатывают и разоряются. Закономерности их возникновения не всегда помогают выявить даже математические модели. А варианты решения этой проблемы предлагают городские власти, айтишники и архитекторы.

Информацию о пробках сервис "Яндекс. Навигатор" использует для построения альтернативного маршрута из точки А в точку Б. "Это приложение не избавляет от проблем, но помогает их избегать. Если по ходу следования появится затор, "Навигатор" перестроит маршрут, заранее предупредив водителя о проблеме", — рассказывает менеджер по маркетингу Дмитрий Мельник. Как правило, сервис предлагает два варианта: преодолеть большее расстояние по крупным магистралям, но за меньшее время, или отправиться по более короткому пути через небольшие улочки с потерей времени.

Во многих крупных городах мира интеллектуальные системы контроля давно работают. Когда Сеул готовился принять Олимпийские игры 1988 года, здесь была создана единая система управления движением. В ее основе — непрерывный сбор информации о загруженности дорог, скорости потоков, авариях и условиях для движения машин. Для этого используют датчики в дорожном покрытии, видеокамеры с программами распознавания числа машин, измерение автомобильного потока по числу мобильных телефонов, находящихся у водителей и пассажиров. Собранную информацию обрабатывают, а затем выдают на интернет-ресурсы и дорожные указатели-табло.
Киевские власти пытаются идти этим же путем. Автоматизированная система управления в столице уже фактически существует. Она контролирует работу 120 светофоров, а главный пункт управления находится в здании на улице Богдана Хмельницкого, 54. Чиновники обещают, что к 2015 году система будет управлять движением на 165 перекрестках центральной части города. Для наблюдения установят 21 видеокамеру. Информация будет выводиться на десять электронных табло, которые разместят на киевских улицах. Эта система обходится значительно дешевле строительства дорог. В столичной мэрии рассчитывают, что в результате нововведений задержки транспорта сократятся на четверть, а время поездки уменьшится в среднем на 15%.

Стрела Аполлона
В ноябре на выставке в PinchukArtCentre Александр Бурлака и Иван Мельничук представили ироничный проект о будущем Киева. Среди прочего был и макет частной автомобильной трассы, получившей название "Стрела Аполлона". Архитекторов вдохновила эстакада, ведущая к президентскому вертодрому на днепровских склонах.

"Слоган "Стрелы" мог бы звучать так: "Личная дорога — для тех, кто может себе это позволить и ценит время", — не скрывает иронии высокий, подтянутый Бурлака. По городу он предпочитает перемещаться на велосипеде. Возможно, поэтому в проекте высмеивает безумную, с его точки зрения, идею недоступной для большинства водителей автотрассы, поднятой на высоту лаврской колокольни, парящей над серыми хрущевками и вереницами машин на мостах.

Соавтор Бурлаки, Иван Мельничук, считает, что в "Стреле Аполлона" градус абсурда хотя и увеличен по сравнению с реальностью, но ненамного. "Похожие проекты в Украине существуют", — уверен архитектор. И они не учитывают того, что город — публичное пространство, которое должно быть доступно для всех его обитателей.

Пробка мира
Воздушные магистрали, модернизированные "круги", диета для дорог
и другие способы борьбы с пробками, которые используют за рубежом

Roundabout
По европейской классификации большинство круговых перекрестков на дорогах стран бывшего СССР относится к устаревшему типу. Модернизированный перекресток называется Roundabout, его изобрели в 1960-х годах в Британии. На Roundabout количество серьезных столкновений,
в том числе со смертельным исходом, сокращается на 80–90%, а пропускная способность на 15–20% выше, чем при обычном круговом движении.

Диета для дорог
На многих улицах правые полосы всегда заняты припаркованными автомобилями. Замена этих полос более узкими парковочными карманами расширит проезжую часть и улучшит обзор для пешеходов на переходах. В результате получится почти идеальная улица, где четко обозначены места для парковки, а полосы для движения шириной 3–3,2 метра не позволяют разгоняться, но дают возможность спокойной езды.

Carpool
В США и Западной Европе предусмотрены полосы, по которым можно ездить только при условии, что в автомобиле находится не менее двух или трех человек. Как правило, существуют специальные сайты и остановки для поиска попутчиков. Это подталкивает к совместному использованию автомобилей и позволяет снизить нагрузки на транспортные системы городов.

Четные номера
Чтобы ограничить въезд в центр города, по четным числам месяца туда пускают только машины, номера которых оканчиваются на четную цифру, а обладателей "нечетных" номеров — соответственно, по нечетным дням. Такая практика существует, к примеру, в Афинах. Правда, жители греческой столицы иногда обходили запрет, покупая вторую машину — как правило, дешевую и подержанную.

Штрассенхауз
Авторы проекта предлагают решать транспортную систему за счет строительства домов, по крышам которых проходят транспортные магистрали. Дороги без перекрестков будут односторонними. По мнению разработчиков, это снизит транзитный поток в "наземном" уровне и обеспечит движение спецтранспорта, например, скорой помощи. Внедрение сети Штрассенхауз позволит улучшить и экологические показатели, в частности, снизить уровень уличного шума.

Виталий Атанасов, Фокус