Facebook и Twitter теряют пользователей. Эра соцсетей заканчивается, интернет ожидают новые революции
Два самых знаковых сервиса эпохи расцвета социальных сетей — Facebook и Twitter — переживают не лучшие времена. Общие цифры потерь в пользовательских базах неизвестны. Но независимые аналитические агентства дают пессимистические оценки по отдельным странам. Так, в конце апреля 2013 года эксперты компании Socialbakers заявили: только за полгода соцсеть Facebook потеряла около 9 млн активных пользователей в США и 2 млн в Великобритании.
Популярным становится "виртуальный суицид". Социологи из Венского университета опросили тех, кто недавно удалил свои аккаунты в Facebook. Чаще всего причинами такого решения называли страх перед интернет-зависимостью и тревогу за личные данные. Facebook и прежде упрекали в чрезмерной запутанности интерфейса и проблемах с приватностью данных пользователей. Но в 2013-м проблема приобрела больший размах. Руководство Facebook меняло настройки приватности, что еще больше обострило ситуацию. Попытки проталкивать рекламу в ленты новостей пользователей также добавили негатива. Согласно результатам исследования, опубликованного авторитетным изданием Business Insider, большинство пользователей крупнейшей соцсети (около 80%) вообще никогда не кликают на рекламные объявления.
"Это ставит под вопрос эффективность всей бизнес-модели Facebook", — считает Брайан Визер, медиааналитик американской компании Pivotal Research Group.
Не лучше идут дела и у Twitter. Этот сервис долго был антиподом Facebook, предлагая более простой интерфейс, идеально подходящий для мобильных устройств. Twitter облюбовали политики и знаменитости. Однако и здесь успех оказался не вечным.
В 2013-м Twitter покинули десятки звезд, включая Алека Болдуина, Дженнифер Лав Хьюитт, Майли Сайрус, Джона Майера, Меган Фокс. Большинство из них указывали в качестве причины негатив со стороны многомиллионной армии фолловеров, невозможность эффективно управлять коммуникациями с аудиторией.
Instagram, Reddit, Path и Pinterest — образцы тех сервисов, которые теперь нравятся людям, утверждает американский копирайтер и топ-менеджер рекламного агентства Vayner Media Люк Кингма. Главное их отличие — они построены вокруг ценности публикуемой информации, а не вокруг личности пользователя, который ее публикует. "Будущее интернета за сервисами, в которых содержание постов будет важнее личностей", — убежден Кингма. Facebook, Twitter и так и не набравшая большой популярности сеть Google+ в основном построены на личностном факторе.
Пока сложно сказать, что придет на смену соцсетям в нынешнем виде, говорят эксперты. Не исключено, что успеха сможет добиться сервис, ориентированный на мобильные устройства нового поколения с дополненной реальностью, включая носимые гаджеты вроде Google Glass.
Алексей Бондарев, Фокус