Разделы
Материалы

Король и лузер. ТОП-5 книг июля в обзоре Фокуса

Грустная история об ожидании у моря короля, постсоветский производственный роман, неистовая Татьяна Толстая, психологический триллер о привидениях и анекдоты из жизни украинского интеллектуала

Американец Дэйв Эггерс сочинил роман о стареющем бизнес-консультанте, на своей шкуре почувствовавшем, что Восток, особенно Ближний — дело тонкое. Россиянка Ксения Букша написала книгу о расцвете и упадке советского военного завода. Татьяна Толстая после долгого перерыва выпустила новые тексты — об Америке, России и прочей всячине. Ирландец Джон Бойн порадовал любителей популярного жанра ужастиком с культурологической подкладкой. Украинец Николай Рябчук рассказал забавные истории, которые приключились с ним самим, и не только.

"Голограмма для короля", Дэйв Эггерс

Кто: 44-летний американский писатель, редактор и издатель, уроженец Бостона и житель Сан-Франциско, лауреат десятков литературных премий, включая самую престижную в США — Пулитцеровскую, присужденную ему за роман "Душераздирающее творение ошеломляющего гения". Считается продолжателем традиций Сэлинджера.

Что: роман, попавший в списки топ-10 лучших книг США 2012 года по версии ведущих американских СМИ, в том числе The New York Times Book Review.

О чем: вечный неудачник Алан Клей, 54-летний специалист по коммерции, прилетает в Саудовскую Аравию для подготовки презентации IT-проекта перед королем Абдаллой. На месте оказывается, что пресловутый Экономический город, где должна состояться судьбоносная для Алана презентация, существует больше на бумаге, чем в действительности, король приезжать не торопится, а жизнь в одном из самых строгих исламских государств изобилует удивительными сюрпризами. Всего за неделю в этой пустыне на берегу моря можно запросто найти друзей, нажить врагов, оказаться на грани любви и на волосок от смерти.

Как: Сэлинджера вспоминают не зря — проза Эггерса тоже отличается благородной лаконичностью, меланхолическими интонациями и впечатляющей точностью в передаче психологических состояний. Кроме того, писатель виртуозно играет с читательскими ожиданиями. На каждом крутом повороте сюжета расставлены ловушки: вместо страстного секса — нелепая возня, вместо победного триумфа — дурацкий конфуз, вместо полного краха всех надежд — очередная надежда на то, что все еще будет и, возможно, даже хорошо.

"Завод "Свобода", Ксения Букша

Кто: экономист по образованию, журналист по роду занятий, вундеркинд по литературному бэкграунду — свою первую книгу петербургская писательница сочинила в 18 лет.

Что: роман, принесший 31-летней Букше премию "Национальный бестселлер" 2014 года и сделавший ее самым молодым лауреатом российских литературных топ-премий за всю их историю.

О чем: мозаичный текст, составленный из монологов нескольких десятков персонажей, работавших на питерском оборонном заводе в течение шестидесяти с лишним лет. Энтузиазм 1960-х сменяется рационализмом 1970-х, конверсией 1980-х, неразберихой и упадком 1990-х, отчаянными попытками реанимации и коммерциализации 2000-х.

Как: Букше удалось возродить, казалось бы, мертвый жанр производственного романа. Кроме всего прочего, поражает техническая осведомленность автора. Букша так хорошо изучила материал, что теперь ей впору самой идти работать на завод если не директором, то хотя бы главным инженером.

"Легкие миры", Татьяна Толстая

Кто: один из самых узнаваемых русских писателей современности. Отчасти благодаря литературе, но в большей степени телевизору.

Что: сборник, составленный из восьми рассказов, пятидесяти с лишним мини-эссе в стиле газетных колонок и одной беседы-интервью. Многое из опубликованного в "Легких мирах" можно было прочесть в периодике и на странице Толстой в LiveJournal.

О чем: об истории семьи, о более и менее знаменитых родственниках, об опыте жизни и преподавания в США, о разнице между американскими и российскими реалиями, о выдуманной влюбленности в выдуманного коллегу, о впечатлениях от критского ресторана, московского троллейбуса и нью-йоркского урагана. Еще — о принципах классификации библиотеки, приготовлении салата "Мимоза", идиотской рекламе в стихах, кулинарном доказательстве существования Бога и всякой прочей ерунде, из которой состоит наша жизнь.

Как: ярко, пристрастно, убедительно, безапелляционно. Самый смак, когда эта мужская по духу проза наполняется сугубо женским содержанием про кофточки и сумочки.

"Здесь обитают призраки", Джон Бойн

Кто: названия одиннадцати романов ирландского писателя не скажут вам ровным счетом ничего, но вот двенадцатый — это "Мальчик в полосатой пижаме", шедевр детской литературы о Холокосте, ставший знаменитым благодаря экранизации.

Что: название этого романа говорит само за себя.

О чем: некрасивая молодая учительница Элайза, оставшаяся сиротой после смерти отца, откликается на объявление о найме гувернантки и отправляется из Лондона в глухую провинцию. Ее привозят в дом, где живут двое детей и нет никаких следов присутствия родителей. Зато есть следы присутствия потусторонних сил, стремящихся сделать с Элайзой что-то очень нехорошее. Отважная девушка дает коварной нечисти последний и решительный бой.

Как: это не просто исторический триллер, но книга с любопытным ироническим взглядом на быт и нравы Викторианской эпохи. Гений ее места и времени — Чарльз Диккенс, чьи сюжеты, персонажи и фразы упоминаются в романе Бойна десятки раз.

Сто анекдотів, Николай Рябчук

Кто: украинский литератор, культуролог и публицист, автор книг о социальных и этнокультурных взаимоотношениях, диссонансах и конфликтах. Одна из самых известных, посвященная украинско-
российским коллизиям, называется "В постели со слоном".

Что: сборник обаятельных баек-притч, возвращающих слову "анекдот" его первоначальное древнегреческое значение, отличное от того, к которому нас приучили Василий Иванович, Штирлиц и Вовочка.

О чем: из семи разделов книги первые два отданы семейным и личным историям разной степени давности, остальные пять имеют географическую основу. Самые маленькие посвящены России и Польше, чуть побольше — остальной Европе, а самые объемные — США и Канаде. Выходит, забавные случаи происходили с Рябчуком преимущественно за океаном.

Как: с мягким интеллигентным юмором, хотя порой и с резкими эскападами в сторону таких несимпатичных явлений, как невежество, жлобство и советская ментальность.

Юрий Володарский