Разделы
Материалы

Революция на экспорт. Что показали на Vienna Art Week

Михаил Кригель

На Vienna Art Week показали украинское современное искусство — постамент без героя, кирпичную карту Украины с осыпавшимся Крымом, кастрюлю с голосами Майдана и еще четыре десятка работ

Ездить в Вену со своим искусством все равно что в Мюнхен с пивом, в Амстердам с травой или в Техас с оксфордским произношением. Город, где на каждого приезжего приходится не менее десяти тысяч сувенирных чашек и магнитиков с "Поцелуем" Климта, отчаянно борется с доставшимся в наследство имперским образом. И немало в том преуспел — вместе с Лондоном и Берлином Вена входит в тройку столиц европейского контемпорари.

Парадоксы местого культурного ландшафта объясняет Алексей Чернышов, со своим австрийским партнером Марком Любе поддержавший проект Through Maidan and Beyond ("До и после Майдана"): "В имперской Вене вся архитектура выстроена так, чтобы человек ни на минуту не забывал о том, что он никто, червь. Поэтому люди, здесь родившиеся и выросшие, рано или поздно начинают прокалывать нос и вставлять серьгу".

Руководитель проекта Владимир Кадыгроб и один из кураторов Катерина Тейлор были против того, чтобы делать выставку о Майдане по свежим следам. Лишь год спустя они посчитали это возможным

Контемпорари-арт — не главное и не единственное занятие Чернышова. Скорее хобби (как и коллекционирование грампластинок, по большей части английских и американских, выпущенных в 1965–1980-е годы, из любимых — альбом The Wall группы Pink Floyd). Основатель Фонда Kyiv Vision, по его словам, находится в ритмичном движении между Киевом и Веной, причем большую часть времени проводит в Западной Европе. В Вене четыре месяца назад родился его младший сын. Алексей — типичный представитель племени бизнесменов-технократов, которые щедро пересыпают свою речь "бизнес-процессами", "паттернами", "прототипами" и "мануалами". Вкладывать время и деньги в арт-проект решил, чтобы объяснить европейским друзьям и коллегам суть происходящего в Украине. Это в числителе, о котором он говорит часто и подробно. В знаменателе желание общаться с европейцами на равных. "Не так много столов в Европе, за которые Украина может сесть не как проситель, а как равный партнер. Искусство позволяет это".

"Стена" — любимый альбом Алексея Чернышова и один из лейтмотивов выставки, на которой представлены работы 23 украинских художников (в том числе Бориса Михайлова, Сергея Браткова, Леси Хоменко, Влады Ралко). Речь не только о метафорических стенах непонимания между украинцами, чувствующими себя в авангарде борьбы за европейские ценности, и самими европейцами, не понимающими, ради чего они должны нести убытки от войны в чужом доме. Стены — еще и личная история участников проекта. Например, одного из кураторов — Катерины Тейлор, сооснователя киевской платформы современного искусства PCA. Дом ее родителей в Луганске был разрушен.

Специально для проекта Through Maidan and Beyond Мария Куликовская создала скульптуры из мыла. Это слепки частей тела. Ранее она уже работала с этим материалом — для выставки в Донецком культурном центре "Изоляция"

Первое, что видят гости выставки в украинском павильоне Vienna Art Week, — инсталляция Жанны Кадыровой "Без названия". Это выложенная из обугленного кирпича карта Украины с буквально отколовшимся Крымом. Обломки полуострова разбросаны вокруг в художественном беспорядке. Обратная сторона стены заклеена ностальгическими обоями в цветочек, напоминая не то о разрушенном доме, не то о крепкой связи фронта и тыла.

Второй композиционный центр выставки — монументальная работа Никиты Кадана "Постамент. Практика вытеснения". Огромный белый пьедестал без героя, подпирающий потолок зала в знаменитом Музейном квартале. Созданная за пять лет до "ленинопада", она не скоро потеряет актуальность. Как и высказывание Станислава Ежи Леца на похожую тему: "Свергая памятники, оставляйте постаменты. Всегда могут пригодиться". Другие работы — графика, скульптуры, фотографии, видео, мультимедийные инсталляции — органично вписаны между постаментом без героя и картой без Крыма.

Интерес австрийцев вызвал и документальный фильм Алексея Радинского "Интеграция". Гости толпились вокруг плазмы с майданной хроникой со смесью ужаса и изумления на лицах. В двух часах полета от тихой Вены, с ее музеями, кофейнями и глювайном (горячим вином со специями) на рождественских ярмарках, как оказалось, разыгрывались сцены европейской истории почти двухсотлетней давности со всеми ее жутковатыми подробностями — свержением тирана, революционной стихией и выковыриванием булыжников из мостовых.

Алексей Чернышов, один из инициаторов выставки в Вене, хочет изменить имидж Украины как страны, которая никогда не упустит возможности упустить возможность

Судя по выражениям лиц собравшихся, не скажу, чтобы это открытие их обрадовало. Чай, не Делакруа. И тем более не усатый уличный баянист, исполняющий "Подмосковные вечера" под витриной бутика Cartier в центре Вены.

Фото: Андрей Горб