Фокус называет десять украинских исполнителей, чья музыка и социальная активность были особенно заметными в уходящем году
Дмитрий Шуров (Pianoбой)
Песни "Родина", "Зомби" и "Поезд" появились год назад, но их актуальность и острота доходили до нас в 2014-м. До гениального лаконичный клип на "Родину", выпущенный в апреле, помог сформулировать суть происходящего в стране. Последующие события лишь подтвердили точность метафоры о бульдозере и раздавленном пианино "Украина". В 2013-м альбом Шурова "Не прекращай мечтать" стал главным событием в украинской современной музыке. Это песни, которые обогнали время. Время решило не отставать. Заложенное в альбоме ощущение близкой детонации зарифмовалось с реальностью. Наконец, Шуров — автор музыки к песне "Злива", которую исполнили солист "Бумбокса" Андрей Хлывнюк и Джамала.
"Вагоновожатые"
Группа, о которой еще в мае знали только самые внимательные меломаны, расширила свою зону покрытия. Выступления на фестивалях "ГОГОЛЬFEST" и "Джаз Коктебель" — и вот уже "Вагоновожатые" едут в тур по стране, который завершается испепеляющим концертом в столичном клубе Atlas. Самые сверлящие голову и сердце слова пел в этом году солист, экс-фронтмен группы "и Друг Мой Грузовик" Антон Слепаков. "Восстание ватников", "Упасть с тандема", "Шлемофон" — в эти искрящиеся смыслами и рифмами тирады еще вникать и вникать. Как Шуров в прошлом году, Слепаков дал нам домашнее задание на ближайшее будущее.
ONUKA
Лучшее, что случалось с украинской поп-музыкой за годы независимости. Проект Наты Жижченко не только демонстрирует бездну вкуса (от визуальной стороны до качества записи), но и делает то, что никому не было под силу ранее, — сопрягает украинскую аутентику с актуальными жанрами легкой музыки. Впервые украинская этника, поданная в популярной форме, не отдает ни нафталином, ни залежавшимися шароварами, ни провинциальной затхлостью. Именно такие исполнители, завоевывая широкую аудиторию, способны менять культурный фон и климат в стране. Будет справедливо, если ONUKA вскоре станет ключевой фигурой, презентующей современную украинскую музыку в мире.
Джамала
В беде познается не только друг, но и реальный потенциал артистов. По мере раскачивания маятника горя в Украине голос Джамалы становился все более акцентированным, заметным и важным. Она запела на украинском, да так, что эти песни ("Злива", "Чому квіти мають очі?", "Заплуталась") берут за горло. Совместила предельно адекватный патриотизм с бесценной помощью беженцам — моральной и материальной. Стала источником надежды и генератором хороших новостей. Никто не подсчитает, скольких слушателей и зрителей в этом году ее оптимизм спас от отчаяния, но можно предположить, что их тысячи.
Brunettes Shoot Blondes
Группа из Кривого Рога выпустила клип на песню Knock Knock и заставила говорить о себе. Более шести миллионов просмотров и восторженные материалы в западной прессе создали прецедент: это первый украинский феномен в области современной музыки, который обратил на себя внимание мировой аудитории. Для имиджа страны не менее важное событие, чем успехи Владимира Кличко. Теперь меломаны за границей знают, что в Украине есть кому удивить и свежей творческой мыслью, а не только драйвовой картинкой для выпуска теленовостей.
"Океан Ельзи"
Самая популярная украинская группа обрабатывала в этом году страну оптом, то есть стадионами. Тур "океанов" пришелся в основном на лето, когда кровавая пружина раскручивалась изо дня в день. Сотни тысяч человек, которые услышали их живьем (включая рекордные семьдесят тысяч на киевском НСК "Олимпийский"), теперь могут многое рассказать о том, что такое вдохновенное единение в особо крупных размерах. Группа во главе со Святославом Вакарчуком зазвучала острее, в ее хитах обнаружились проблески национальной идеи, а песня "Стіна" стала одним из музыкальных символов года. Пожалуй, никогда еще персональные успехи украинского артиста не были так социально значимы.
Dakh Daughters
Из маргинальных девиц, в 2013-м ревущих что-то про Донбасс на мотивы Шекспира, семеро обильно гримированных артисток превратились в мощнейшее энергетическое ядро. Проявления активности "дочерей" вместе и каждой по отдельности столь многообразны, что есть смысл говорить о Dakh Daughters не как о группе, а как об арт-электростанции. Реакции соединения кабаре, шансона, этно и авангарда в их композициях выделяют в воздух огромное количество мегаджоулей. Каждый может употреблять этот энергозапас по своему усмотрению. Транс, дикость, угар и просто хорошее настроение — все это вполне реальные варианты реакций на Dakh Daughters.
"ДахаБраха"
За минувший год группа провела в Украине не более нескольких недель, колеся по миру. "ДахаБраха" объехали половину земного шара — от Северной Америки до Юго-Восточной Азии. Если и были у Украины в этом году настоящие культурные послы, то именно этот квартет. В YouТube целый веер видео с разных площадок мира, где публика купает группу в овациях. В заграничной прессе — череда пламенных статей, авторы которых захлебываются словами, пытаясь выразить восторг от увиденного и услышанного. "ДахаБраха" иcполняет world-музыку и соответствует заявленному жанру — ее язык подачи понятен всем, кто открыт сердцем. По сути, группа была главным видимым каналом культурной связи Украины с остальным миром.
"Антитіла"
За минувшие зиму и весну группа объехала около тридцати украинских городов. Начиная с лета "Антитіла" занимаются волонтерской деятельностью: их усилиями к процессу подключены многие публичные люди, счет собранных средств идет на миллионы. Музыканты сами делают закупки и отвозят на восток страны. И в песнях, и в благотворительных шагах группы во главе с Тарасом Тополей столько искренности, человеческого тепла и неравнодушия, что перед музыкантами хочется снять шляпу. Сейчас "Антитіла" работают в студии над очередным альбомом, и, возможно, это будет пластинка, которая заметно расширит круг поклонников группы.
"Хамерман знищує віруси"
Обилие абсурдных событий в стране повысило актуальность перформансов ветеранов отечественного постмодернистского трэша. Вдруг выяснилось, что двое прыгучих полуголых мужчин в трико на фоне изменившейся реальности — здоровый и конструктивный феномен. Владимир Пахолюк и Альберт Цукренко разродились тремя не похожими друг на друга постановками: они надевали резиновые фаллосы вместо головных уборов, рядились в костюмы и парики эпохи барокко, в церковные наряды. В сочетании с ненормативной лексикой и толстым слоем культурного бэкграунда шоу "Хамерманов" выглядят как самый симметричный ответ взбесившейся повседневности.