Разделы
Материалы

Очень личный "Оскар". Кому достанутся позолоченные статуэтки

Кира Фокина
Фото: fashiondigest.ru

22 февраля cамые престижные кинонаграды разделят между собой фильмы не о войне и политике, а о преодолении себя

В воскресенье на сцене лос-анджелесского Dolby Theater вручат "Оскары" – премии Американской академии киноискусства. Скорее всего, награду за лучший фильм получит лента режиссера Алехандро Гонсальеса Иньярриту "Бердмэн". В пользу этого прогноза говорит, что "человек-птица" в своем триумфальном полете уже успел подхватить когтистыми орлиными лапами премии американских гильдий операторов, режиссеров и, самое главное, продюсеров. (Обычно итоги голосования Американской киноакадемии в этой номинации совпадают с выбором гильдии продюсеров).

Также почти наверняка "Бердмэну" достанется еще, как минимум, один "Оскар" из "большой пятерки", в которую входят премии за лучший фильм, режиссуру, сценарий и главные мужскую и женские роли.

Если это случится, мы станем свидетелями довольно редкого случая, когда "оскароносным" лауреатом драматичного для всего мира года, скорее всего, станет кинодрама о стареющем кинорежиссере и актере, в которой нет ни слова о войне и политике. В прежние годы все было, как правило, иначе – премии за лучший фильм, оттесняя конкурентов, получали такие ленты как "Повелитель бури" о войне в Ираке, "Операция "Арго" об операции по спасению американских заложников в Иране, "12 лет рабства" о борьбе с рабовладением в XIX веке в США.

Конечно, у этого правила были и исключения. Но все же нечасто случалось, чтобы среди номинантов на "Оскара" за лучший фильм была, как в этом году, только одна чисто военная лента, "Снайпер" Клинта Иствуда, основанная на реальной истории лучшего американского снайпера времен войны в Ираке.

В "Игре в имитацию" Мортена Тильдума Вторая мировая война является лишь фоном, на котором происходят триумф и драма главного героя, прототипом которого стал англичанин Алан Тьюринг, расшифровавший знаменитый немецкий код "Энигма" и покончивший жизнь самоубийством во время принудительного гормонального лечения гомосексуализма.

Точно так же в номинированном, как и "Бердмэн", на девять (больше всех в этом году) наград киноакадемии "Гранд-отеле "Будапешт" Уэса Андерсена Первая мировая война – не более, чем декорация для причудливой истории, рассказанной в типично постмодернистском комедийно-ироничном духе. А к политическим невоенным лентам в списке претендентов на "Оскара" за лучший фильм можно отнести разве что "Сельму" о марше чернокожих американцев за свои права в далеком 1965 году.

Если попытаться определить главный смысловой тренд среди фильмов, которые американские киноакадемики сочли лучшими в 2014 году, им будет, пожалуй, борьба героя не с внешними, а с внутренними обстоятельствами своей жизни - возрастом, болезнями, неуверенностью в себе.

Ярче всего это выражено в "Теории всего" Джеймса Марша, где прослежены все этапы борьбы знаменитого ученого Стивена Хокинга со своим прогрессирующим недугом. Недаром играющий Хокинга Эдди Редмэйн, скорее всего, получит "Оскара" за главную мужскую роль, как и Джей Кей Симмонс – за лучшую мужскую роль второго плана в "Одержимости", где он играет музыкального педагога, который просто-таки садистскими методами заставляет юного джазового ударника поверить себя и прыгнуть выше головы. (Правда, у Редмэйна будут сильные соперники, прежде всего Майкл Китон и Бенедикт Камбербэтч из уже упомянутых "Бердмэна" и " Игре в имитацию", исполняющие в своих ролях ту же партию – борьбу с самим собой). Личностный аспект на первом месте и в "Отрочестве" Ричарда Линклейтера, рассказывающем о двенадцати годах жизни обычного американского подростка.

Возможно, такая сосредоточенность восьми нынешних претендентов на "Оскар" за лучший фильм на внутренней жизни своих героев – случайность. Но нельзя исключать и того, что это еще один сигнал о том, что в США крепчают настроения изоляционизма, а американская Киноакадемия, как и в прошлые годы, реагирует на них – причем не столько как термометр, констатирующий уже свершившийся факт, сколько как барометр, прогнозирующий будущее.