Победители 87-й премии "Оскар" станут известны в последнее воскресенье февраля. О том, кто получит заветный приз, можно судить по статистике букмекеров — к примеру, британской компании William Hill, принимающей ставки на оскаровских претендентов последние 50 лет
Объявление номинантов, подсчет голосов и, наконец, вручение главного приза — основные этапы оскаровского марафона хорошо знакомы публике. Но за кулисами церемонии есть еще одна деталь, о которую споткнулся не один номинант.
Это Харви Вайнштейн — кукловод, виртуозный мастер проведения оскаровских кампаний, кинопродюсер и бывший член правления студии Miramax, которого за глаза зовут "серым кардиналом" "Оскара".
Если Вайнштейн решит, что фильму положена награда, в ход пойдут черный пиар, подкупы, манипуляции и даже преследования членов Киноакадемии. Ему все сходит с рук, и даже более того: за 25 лет фильмы, которые лоббировал Вайнштейн, получили более трехсот номинаций. Примерно столько же картин их не получили, потому что Харви был против.
Мастер подходит к делу основательно. В 1999 году у фильма "Спасти рядового Райана" были все шансы заполучить вожделенную статуэтку. Если бы не одно "но": в гонке за главный приз участвовал фильм Вайнштейна "Влюбленный Шекспир", которому в итоге досталось семь статуэток. Харви приложил максимум усилий для того, чтобы финал гонки был именно таким: оскаровская кампания "Влюбленного Шекспира" обошлась в $5 млн, что вдвое больше, чем потратил на эти цели конкурент.
Впрочем, история с "Влюбленным Шекспиром" это еще образец добропорядочности. В 2001 году картина "В спальне" студии Miramax конкурировала с фаворитом гонки — "Играми разума". Получилось так, что журналисту Los Angeles Times кто-то показал материалы о том, что в "Играх разума" опущены части биографии, которые относятся к предполагаемой гомосексуальности главного героя — Джона Нэша. А накануне голосования в СМИ была развернута целая кампания, призывавшая членов жюри не голосовать за "Игры разума", поскольку прототип героя якобы был антисемитом, не скрывающим своих взглядов. Что именно из черного пиара сработало, неизвестно, но по итогам кампании "В спальне" получил сразу пять "Оскаров", в том числе за лучший фильм и лучшие роли первого плана.
Оскаровский марафон — 2015 приближается к финалу. Среди главных претендентов — "Бердмэн", "Отрочество", "Снайпер", "Теория всего" и "Все еще Элис" — именно их букмекеры британской William Hill считают фаворитами гонки. Но Харви Вайнштейн сделал ставку на другую картину.
Осенью прошлого года за рекордные для Старого Света $7 млн он купил права на европейский прокат "Игры в имитацию" — историю о выдающемся британском ученом Алане Тьюринге, которого сыграл Бенедикт Камбербэтч. Не потерял ли Вайнштейн хватку, мы узнаем буквально через несколько дней: "Оскары" победителям будут вручены 22 февраля.
Высокие ставки
Лучший фильм
"Бердмэн"
Драма с элементами черной комедии
Гротескная птица-человек смотрит со старой афиши на стене театральной гримерки. Персонаж с плаката — культовый супергерой Бердмэн, а гримерка принадлежит когда-то сыгравшему его актеру Риггану Томсону. Существо напоминает Риггану о том, чего он так и не смог достичь, и нашептывает мысли о реванше. На первый взгляд "Бердмэн" режиссера Гонсалеса Иньярриту ("Сука-любовь", "21 грамм", "Вавилон") — это драма. И фильм был бы таковым, если бы не черный юмор и искрометная игра Майкла Китона ("Робокоп", "Бэтмен"). В итоге история уставшего от безвестности Томсона, который на собственные деньги ставит на Бродвее спектакль, выступая режиссером и исполнителем главной роли, смотрится на одном дыхании от начала до конца. А если добавить к этому без преувеличения звездный состав — Эдварда Нортона ("Бойцовский клуб", "Американская история Икс", "Иллюзионист"), Эмму Стоун ("Новый Человек-паук", "Прислуга") и Наоми Уоттс ("Малхолланд Драйв", "Кинг-Конг"), мы получим фильм, более чем достойный главного приза "Оскара".
Фаворит: "Бердмэн". Ставки*: 8 к 13
* Тут и далее — по состоянию на 17 февраля
2. "Отрочество". Ставки: 5 к 4
3. "Снайпер". Ставки: 40 к 1
4. "Отель Гранд Будапешт". Ставки: 40 к 1
Лучший актер
Эдди Редмэйн
за главную роль в мелодраме "Теория всего" ("Вселенная Стивена Хокинга")
Великий физик современности, разъезжающий в электроколяске-роботе и общающийся посредством синтезатора речи, был таким не всегда. Фильм начинается с юношества Стивена Хокинга, учебы в Оксфорде и Кембридже и его романа с Джейн Уайлд. Это история о фантазере и выдумщике, веселом и любящем человеке, который лишь иногда выглядит гением не от мира сего. Но все же наиболее убедителен Эдди Редмэйн в образе того Хокинга, которого мы знаем: невероятно сильной личности, борющейся с тяжелой болезнью. Эдди Редмэйн сделал все, чтобы образ получился настоящим: изменил внешность, сбросив вес, общался с людьми, которые страдают боковым амиотрофическим склерозом, учился их мимике и движениям. Роль удалась Редмэйну настолько, что после премьеры Хокинг написал режиссеру картины Джеймсу Маршу, поблагодарив его за работу и сообщив, что в некоторых сценах ему "казалось, что он смотрит на себя в зеркало". За роль Стивена Хокинга Эдди Редмэйн уже получил "Золотой глобус" и британский аналог "Оскара" — премию BAFTA.
1. Фаворит: Эдди Редмэйн, "Теория всего". Ставки: 1 к 4
2. Майкл Китон, "Бердмэн". Ставки: 11 к 4
3. Бредли Купер, "Снайпер". Ставки: 25 к 1
4. Бенедикт Камбербэтч, "Игра в имитацию". Ставки: 40 к 1
Лучшая актриса
Джулианна Мур
за главную роль в драме "Все еще Элис"
Фильм начинается с семейного застолья по случаю дня рождения главной героини — 50-летней Элис, профессора лингвистики и матери троих взрослых детей. Но привычная жизнь героини Джулианны Мур начинает рушиться уже на второй минуте ленты: выступая на семинаре перед коллегами, Элис забывает слово.
Тревожный симптом оказался предвестником болезни Альцгеймера — на протяжении всего фильма главная героиня пытается сохранить свою прежнюю жизнь и остаться собой так долго, насколько это возможно.
Сюжет картины, которая держит зрителя в напряжении с первой до последней минуты, основан на романе Лайзы Дженовы, долгое время работавшей с пациентами, страдающими тяжелыми неврологическими расстройствами. А воплотили его на экране два блестящих режиссера: Ричард Глацер и Уош Уэстмоленд.
Джулианна Мур уже получила премию BAFTA и статуэтки "Золотого глобуса" и SAG Awards. Нынешняя номинация на "Оскар" будет для актрисы четвертой.
1. Фаворит: Джулианна Мур, "Все еще Элис". Ставки: 1 к 50
2. Риз Уизерспун, "Дикая". Ставки: 16 к 1
3. Розамунд Пайк, "Исчезнувшая". Ставки: 25 к 1
4. Фелисити Джонс, "Теория всего". Ставки: 40 к 1
Лучший режиссер
Алехандро Гонсалес Иньярриту
"Бердмэн"
Одна из сильных сторон Алехандро Гонсалеса Иньярриту — умение удачно подобрать актеров. И дело тут вовсе не в звездном статусе исполнителя. История главного героя "Бердмэна" Риггана Томсона перекликается с биографией исполнителя этой роли. Когда-то Майкл Китон и сам играл супергероев. За его плечами главные роли в двух "Бэтменах" Тима Бертона — именно поэтому Китон так убедительно сыграл человека, которому приходится жить в тени прошлой роли.
Впрочем, это не единственное проявление режиссерского мастерства Иньярриту. К примеру, монологи Риггана Томсона выстроены так, что зритель до последнего не осознает, что главный герой обращается к плоду собственного воображения.
Еще одна находка режиссера — камера. В "Бердмэне" она одна из главных героев картины и полноценный партнер. Иногда она кажется более реальной, чем зеркала или роли в пьесе, с которыми общаются персонажи. Стоит отметить и другую, оставшуюся за кадром камеру, — ту, которая была в руках оператора-виртуоза Эммануэля Любецки. Благодаря ему "Бердмэн" как будто снят одним кадром. Это волшебным образом создает атмосферу театральной постановки, где действие происходит в реальном времени, а правда так переплетается с вымыслом, что первое невозможно отделить от второго.
1. Фаворит: Алехандро Гонсалес Иньярриту, "Бердмэн". Ставки: 8 к 13
2. Ричард Линклейтер, "Отрочество". Ставки: 6 к 5
3. Уэс Андерсон, "Отель "Гранд Будапешт". Ставки: 40 к 1
4. Беннетт Миллер, "Охотник на лис". Ставки: 50 к 1
Лучший иностранный фильм
"Ида"
драма (Польша)
Путь к "Оскару" картины Павла Павликовского начался с интриги. После того как окончательно определились претенденты на премию, у букмекеров лидировал "Левиафан" россиянина Андрея Звягинцева. Но за неделю до вручения премии в фавориты вышла "Ида".
Киноистория польской девушки-послушницы, которая перед принятием обета узнает о своем еврейском происхождении и гибели родителей во время Холокоста, не первый раз обходит картину Звягинцева. Последний раз это произошло 8 февраля, когда "Ида" получила награду Британской академии кино и телеискусства BAFTA за лучший иностранный фильм. Спустя неделю она поднялась на первое место и в оскаровском рейтинге.
Героиня Агаты Тшебуховской (это ее первая роль), которая всю жизнь считала себя Анной, а потом оказалась Идой Лебенштейн, отправляется с родной теткой — бывшим прокурором — на незнакомую ей родину. Но еврейская тема в картине отнюдь не главная. "Ида" — это история об открытии мира, который зритель открывает вместе с впервые севшей в трамвай юной Анной-Идой, история о выборе, соблазнах и познании себя. Тонкую работу Павликовского оттеняют блестящий сценарий, филигранная работа оператора, черно-белая пленка и устаревший формат 4 к 3. Сочетание всего этого создает неповторимую картину Польши 1960-х, в которой разворачивается действие картины.
1. Фаворит: "Ида". Ставки: 4 к 9
2. "Левиафан". Ставки: 7 к 4
3. "Дикие истории". Ставки: 11 к 1
4. "Тимбукту". Ставки: 22 к 1
Лучший оригинальный сценарий
"Отель "Гранд Будапешт"
комедия (США — Великобритания — Германия)
Сценарий "Отеля "Гранд Будапешт" режиссер Уэс Андерсон писал сам, взяв за основу новеллы Стефана Цвейга. События происходят в 1930-е годы в вымышленной восточноевропейской стране Зубровка. Именно там, в горах, находится отель "Гранд Будапешт", в котором работает матерый консьерж Густав и беженец-портье Зеро Мустафа. Главные герои оказываются в переделке: богатая пожилая постоялица завещала Густаву ценную картину "Мальчик с яблоками". Ее родственники пытаются избавиться от внезапно возникшего конкурента на наследство, и тут история получает неожиданное продолжение.
Повествование Уэс Андерсон построил непредсказуемо и оригинально: рассказ ведется от имени Зеро Мустафы, который уже в пожилом возрасте рассказывает свою историю молодому писателю, приехавшему в "Гранд Будапешт", чтобы в уединении закончить роман. Ну а писатель делится историей в 1980-х, будучи сам почтенным стариком.
"Гранд Будапешт" удостоен награды Британской академии кино и телеискусства BAFTA за самый оригинальный сценарий. Картина также получила многочисленные награды за костюмы, грим, сценографию и оригинальную музыку.
1. Фаворит: "Отель "Гранд Будапешт". Ставки: 4 к 6
2. "Бердмэн". Ставки: 11 к 10
3. "Отрочество". Ставки: 10 к 1
4. "Охотник на лис". Ставки: 50 к 1
Фото: Getty Images, kinopoisk.ru, fdb.pl