Разделы
Материалы

Смерти назло. Почему надо смотреть драму "Охотник на лис"

Оксана Савченко
kinopoisk.ru

В прокате фильм «Охотник на лис» с Ченнингом Татумом – об олимпийских чемпионах и аристократе-убийце. У ленты приз Каннского фестиваля за лучшую режиссуру и пять номинаций на «Оскар» 

Марк Шульц (Татум) – американский борец, чемпион олимпийских игр – после тренировки приходит в пустую квартиру, заваривает что-то вроде мивины, ест. Стены его дома пусты. О том, кто здесь живет, говорят только несколько золотых медалей и фотография, на которой улыбающийся герой со старшим братом Дэйвом (Марк Руффало) рассматривают олимпийское золото. Выражение лица у Шульца мрачное, понять, что он чувствует и чувствует ли что-то вообще, трудно. Выдвинутая вперед челюсть, тяжелое дыхание, профессиональная походка борца и глаза обиженного мальчика.

С первых кадров ясно, что, несмотря на все свои горы мускулов, этот мощный детина слаб как младенец и точно во что-нибудь вляпается

Татум пишет Шульца несколькими сдержанными мазками, но за счет экономности у него получается такой пронзительный портрет человека, пребывающего в крайней степени безысходности, что зрителю хочется по-матерински обнять и утешить героя. С первых неспешных кадров ясно, что, несмотря на все свои горы мускулов, этот мощный детина слаб как младенец и точно во что-нибудь вляпается.

Раздается телефонный звонок. Герой поднимает трубку. Как выясняется, некий богач Дюпон, потомок древней аристократической династии, давно наблюдает за спортивной карьерой Марка и приглашает его в свое поместье.

Встреча происходит в гостиной особняка, стены которого увешаны портретами высокородных предков аристократа. Появляется знатный потомок. С плохой осанкой и серыми зубами, зато с высоко поднятым подбородком и горбатым носом – родовой фишкой всех Дюпонов. Исполнитель этой роли комик Стив Карелл (сериал "Офис", "Сорокалетний девственник", "Маленькая мисс счастье"), ради достоверности даже нацепил орлиный нос. Впрочем, он мог бы этого не делать. Поскольку берет тем, чего у его персонажа не было – талантом. С мастерством психоаналитика он препарирует характер своего героя, который кажется чувствительным типом – но за этой нервностью и подрагивающими губами скрывается холодный амбициозный социопат, которого даже родная мать считает пустым местом.

Старший брат Марка – Дэйв Шульц – антипод Дюпона. Талантливый спортсмен, обаятельный человек, которого обожают жена и коллеги. В отличие от Дюпона его любят не за деньги. И эта роль – удача Марка Руффалло, сумевшего передать обаяние и телесный магнетизм своего героя.

Что лучше – быть или казаться? И как банальное тщеславие может толкнуть на убийство? Эти вопросы прошиты кодом в картине мастера психологической драмы Беннета Миллера ("Капоте", "Человек, который изменил все"), который снял, по сути, авторское кино о темных сторонах человеческой психики. Приз Каннского фестиваля за лучшую режиссуру достался ему заслуженно.

Еще один плюс картины – ее немногословность и сдержанность. Общие планы полупустых тренировочных залов, длинные вставки с пейзажами, крупные, четкие планы лиц героев – камера фиксирует малейшее движение уголков губ. Это фильм из тех, когда безмолвные диалоги между персонажами – глазами, секундными гримасами, промелькнувшими на лицах – значат больше слов.

У режиссера Беннетта Миллера получилось кино не о спорте и не о шизофрении. А о том, что подчинить себе внутренне свободного человека невозможно

В основе картины реальная история 1980-х, когда аристократ Джон Дюпон в своем имении организовал крупнейший в стране тренировочный лагерь для борцов. Нанял за щедрый гонорар олимпийского чемпиона по вольной борьбе Марка Шульца тренером своей команды Foxcatcher и подсадил его на кокаин. Спас Марка его старший брат Дэйв, тоже олимпиец и талантливейший тренер, которого Дюпон со временем тоже нанял, а затем застрелил. Адвокаты Дюпона заявили, что психику их подопечного подорвала шизофрения, из-за которой Джон и убил 36-летнего Дэйва Шульца. Это не избавило убийцу от пожизненного срока.

Но у режиссера получилось кино не о спорте и не о шизофрении. А о том, что подчинить себе человека, обладающего внутренней свободой, невозможно. Тем более, нельзя купить уважение, признание и талант. Даже за большие деньги.

Бог пока не открыл лавку, в которой можно было бы приобрести по сходной цене талант. И потому единственно возможная плата для бездаря вроде Дюпона, за то, чтобы навсегда связать свое имя с именем талантливого человека – это своя судьба. Которой и рассчитался этот горбоносый аристократ в тот момент, когда выстрелил в Дэйва Шульца.