Разделы
Материалы

Я ухожу, оставляя придурков. Зачем смотреть фильм "Ганмен"

Оксана Савченко
kinopoisk.ru

В прокате криминальная драма «Ганмен» с Шоном Пенном в главной роли. Режиссер - Пьер Морель

2006 год. Конго. Документальные кадры чужой беды. Мужики в майках с калашами, мальчик с пулеметной лентой через плечо, женщины со специфическим выражением лиц, которое оставляет гражданская война. Замени пальмы на терриконы, это будет портрет Украины, в профиль и анфас, как ни крути носом, а ракурс наш − вдоль и поперек. У войны одно лицо.

По сюжету Джим Террье (Шон Пенн) – наемник международного класса, работает по контракту в Конго. О том, что он киллер знают только два человека, его коллеги. Одного играет Хавьер Бардем, другого − Рей Уинстон. У Джима в Конго любовь – врач из местной больницы Энни (Жасмин Тринка). Днем Джим работает кем-то вроде разнорабочего, ночью продумывает с подельниками заказное убийство. Из снайперской винтовки он валит министра природных ресурсов. По неписанным правилам из страны надо бежать, а значит покинуть любимую женщину без объяснений. Единственное что позволяет себе Джим − просит Феликса (Бардем) присмотреть за Энни. Проблема в том, что герой Бардема тоже неровно дышит к Энни.

Пенн-Бардем-Уинстон – мощнейшее трио актеров. Но создатель "13-го района" режиссер Пьер Морель "слил" почти все козыри

Не вдаваясь в детали, француз Морель делает на экране переброску из прошлого в настоящее − 2014 год. Джим с усердием папы Карло работает в Конго в волонтерской организации, режиссер дает понять, что так киллер искупает прежние грехи. Он помогает местным с бурением какой-то скважины и лихо рассекает на доске для серфинга волны Тихого океана. Для чего нужен был этот эпизод, в котором красиво подкачанный Пен занимается серфингом, становится понятно после финальных титров, в которых он значится продюсером ленты. Актер действительно здорово катается, он феерически сексапилен в этот момент, но что это дает истории, кроме того, что Шон-обалденно-смотрится-несмотря-на-возраст, для меня так и осталось загадкой.

После заседания волонтеров Джим идет бурить скважину, в этот момент его пытаются убить несколько чернокожих головорезов. К всеобщему удивлению мирных жителей волонтер расправляется с ними, как заправский боевик и тут же бежит паковать чемоданы. Он понимает, на него напали неспроста. Кто-то пытается его убрать, как ненужного свидетеля. По очереди он встречается с бывшими коллегами. Персонаж Уинстона живет в Лондоне, Бардема − в Барселоне. У обоих жизнь на мази. Первый владеет гигантской межконтинентальной корпорацией, второй – тоже успешный бизнесмен, да еще и женат на бывшей возлюбленной друга. Герою Пена предстоит трудная задача – разобраться, кто его хочет убрать и вернуть бывшую возлюбленную.

Пенн-Бардем-Уинстон – мощнейшее трио одаренных актеров. У создателя "13-го района" режиссера Мореля был шанс сделать крутую криминальную драму. Дотянуть до вестерна "Хороший, плохой, злой". Достичь темных глубин психики. Показать двойственную природу человека. Но француз Морель, используя современную терминологию, "слил" почти все козыри. Затянутые маловнятные диалоги об искуплении вины Пенна, алкоголизм Бардема, глуповатое поведение Уинстона.

Отчасти эти пробелы уравновешивают драки и погони, которые поставлены по высшему классу и без каких-либо спецэффектов, но посыл истории остается невнятным. А посыл должен быть, если картина претендует на серьезность.

С какого перепугу профессиональный киллер изменился, режиссер не дает себе труда объяснить. И на экране, несмотря на отличную игру Шона Пенна, это выглядит несколько картонно. Вообразите себе, что вы олигарх или политик, руки у вас по локоть в крови. Причем, рефлексии по этому поводу вас лет до пятидесяти не посещали. И тут тыдыщ − вы в доме престарелых выносите судно из-под бабушек или стоите не пункте выдачи бесплатного секонда для беженцев. Разумеется, пытливый зритель спрашивает: "ке пасе?", если он испанец, или "що сталося?", если он один из нас. Какие обстоятельства, вынудили героя стать хорошим? Вместо ответа на этот вопрос в "Ганмене" − есть лишь невнятное мычание быка.

Ключевую сцену фильма режиссер решает посредством корриды. Метафора понятна, бык – это Джим, тореадор – его враги. Ход, хотя и яркий, но дежурный. В общем, кино рекомендуется для просмотра всем поклонникам Шона Пенна, если бы не его талант и профессионализм, "Ганмена" можно было бы выбросить на зловонную помойку, расположенную где-нибудь в сердце Конго.