Разделы
Материалы

Не надо драться с драконом на его территории, — режиссер Влад Троицкий

Фото: Александр Чекменев

Влад Троицкий рассказал Фокусу о конфликте между «ГогольFest» и студией Довженко, месте силы для новых людей и культуре как бантике на торте

Кто он

Режиссер, композитор, продюсер, создатель и руководитель фестиваля современного искусства "ГогольFest"

Почему он

В этом году фестиваль пройдет с 10 по 17 сентября на территории "Экспоцентра Украины" (ВДНХ)

В июле появилась информация о том, что "ГогольFest" пройдет на студии Довженко. В августе стало известно, что фестиваль состоится на территории Экспоцентра. В чем суть конфликта?

— Это системный конфликт. Такие институции, как студия Довженко, это феодальные государства, которые фактически неуправляемы Министерством культуры, хотя формально студия подчиняется Минкульту. Какими бы ни были намерения министра (проведение фестиваля на территории студии Довженко инициировал министр культуры Кириленко. — Фокус), он не может приказать киностудии. У нее всегда найдется отговорка: мы хозрасчетное предприятие. Когда начинаешь анализировать их "хозрасчет", понимаешь, что на самом деле все разваливается. Киностудия Довженко сейчас — это развалина с раздутым штатом. Год назад руководить ею назначили режиссера, который снимает патриотическое кино. Он не хозяйственник. На студии толком ничего не происходит. Разве что восьмидесятилетний режиссер Савельев снимает кино про Берию и Сталина. И все ужасно боятся помешать его работе.

Считается, что киностудия Довженко — это национальный символ, но кроме сада, посаженного Довженко, от символа там ничего не осталось.

На студии были шикарные павильоны.

— Какие они шикарные?! Там есть большой первый павильон, который до середины октября не отапливается. Есть три среднего размера, в которых снимают "телевизоры". Но и они сейчас пусты. Потому что даже на телевидении понимают, что условия, которые предлагает киностудия, неконкурентоспособны. Это дорого и некачественно. Когда мы ходили по этой территории и просили показать, где что находится, то и дело слышали в ответ: не знаем, уже сгнили замки.

У них был так называемый каретный склад, кареты там еще остались, правда, сколько — неизвестно. Но вот беда, на этом складе крыша упала. Когда в 2010-м мы проводили на Довженко "ГогольFest" в этом павильоне, у нас была красивая экспозиция и с ним все было нормально. А потом просто рухнуло… В помещении, где расположен зал звукозаписи, течет крыша. На вопрос, почему не отремонтируете, отвечают: денег нет. А я понимаю, что для ремонта не такие большие деньги нужны. Сортиры все забиты. Почему? Денег нет.

Вы называли какие-то фантастические суммы за аренду объектов. Например, 300 тысяч гривен за использование высохшего озера. Кто формирует на киностудии ценовую политику?

— Вначале они выставили фестивалю девять миллионов за аренду, потом миллион. Но мы не коммерческое предприятие и поэтому не можем платить такие суммы за аренду. Мы можем отдавать какой-то процент от входных билетов.

Но на самом деле им просто невыгодно, чтобы у них что-то живое происходило. Для таких структур смертельно опасно впускать к себе другую жизнь.

Почему они до сих пор существуют?

— Их никто не трогает. Надо понимать семантику, развитие нашей культуры. При Советском Союзе было, конечно ужасное, но управление культурой, так называемый отдел ЦК по идеологии, который со своим безумием, но пытался как-то контролировать процесс. После развала Союза культура оказалась на периферии сознания власти. До нее никому нет дела.

В западных странах есть программы по модернизации культуры, даже в той же России — сейчас ее, правда, уже нет, но она там была четыре года назад, во время так называемой медведевской оттепели. В Украине этим никто никогда не занимался. Альтернативой был Пинчук со своей модернизацией визуального искусства, небольшие всплески на территории "Арсенала", есть по альтернативной музыке какая-то движуха, и все.

К сожалению, со студией Довженко обидно получилось. Не из-за "ГогольFest". Он прекрасно пройдет на ВДНХ, и это, вероятно, получится даже более ярко. Но на киностудии мог бы находится хаб или кластер, который бы на постоянно действующей основе генерировал новый продукт, новую систему образования. Education, production и presentation, которые сразу выстраивали бы стратегию коллаборационных проектов с миром. С международной киношколой и детскими образовательными программами, которых у нас нет. Я говорю о системных модерновых программах внешкольного типа — современной хореографии, балете, академической музыке, театре, драматургии. Можно было бы привлечь "ненужных" русских, которых сейчас очень много и они готовы работать. Один мой приятель придумал теорию, что Украина может стать офшором для пассионариев.

"Не надо драться с драконом на его территории. Надо создавать в его же логове зону успеха"

Как можно было бы модернизировать структуры вроде студии Довженко уже сейчас?

— Это вопрос принципиально другого подхода к управлению. Для начала меняется менеджмент, потом формируется союз общественных организаций, который берет на себя в ответственную аренду территорию киностудии на 10 лет, создается трастовый фонд, например, развития инновационного искусства в Украине. Пять процентов пойдет в фонд от Минкульта, города, остальные деньги вкладывают внешние банки. И устраивается новая система образования, делается продакшн нового продукта в коопродукции с европейцами за их счет. Что это дает? Как только делаешь коллаборационный проект, он сразу приглашается на западный рынок. По этому принципу была сделана "Антигона" (франко-украинский спектакль, музыку к проекту написал Троицкий. — Фокус), уже подписан тур по национальным сценам Франции на 2016 год, запланировано 20 спектаклей — это беспрецедентная история. Такой же проект сейчас хочу запустить с Польшей, Германией, Швейцарией, Америкой, Израилем, чтобы продукт, который делаем здесь, сразу пошел туда.

Для того чтобы это стало возможным, должна быть воля министра культуры и общественности. Государство — это некая организация, которая предоставляет сервис. И культура один из этих сервисов. Если я плачу налоги, я должен иметь право выбирать сервис. Если он не соответствует моим ожиданиям и таких, как я, много — мы можем потребовать от государства перемен. Зашибись, конечно, что у нас есть хор Веревки с финансированием миллион евро или Национальная опера с бюджетом в пределах 180 миллионов гривен. Почему-то балет Сухишвили ездит по всему миру и зарабатывает на свое существование сам. А эти почему не должны? Почему мы должны содержать пять составов Оперного театра?

Когда вы говорите о негодовании общественности, кого имеете в виду? В театры люди ходят с удовольствием. Всему, что им показывают, даже невыносимой мути, кричат "браво", причем вставая с мест. Где те, кто выразит протест?

— На "ГогольFest" приходит много людей. Это молодое поколение, которое будет формировать будущее страны. Государство что-то должно делать для них? Должно. И в определенный момент они это потребуют. Где им слушать современную музыку, смотреть современный театр? Куда здесь ходить? Где можно увидеть современный танец? Матвиенко выгнали из Оперы. Хотя сравнить то, что делает он, с тем, что играется у них, — это небо и земля.

Проблема в том, что у нас культуру рассматривают как бантик на тортике. А культура — это смыслообразующая составная часть общества и развития государства, и когда к ней относятся несерьезно, она начинает опосредованно мстить. То, что сейчас происходит в Донбассе, история с Крымом, и то, что не идут реформы в стране, связано с тем, что не сформировано видение будущего через гуманитарную сферу. Мы можем все что угодно говорить об экономике, но пока не поменяется сознание людей, ничего не будет. А сознание меняется через взаимодействие с культурой. Это главный механизм. Это не манипуляция, это развитие сознания. Если у тебя постсоветское агрессивно-инфантильное сознание, то, соответственно, и ожидания твои от общества и твой вклад в выстраивание государства будут точно такими же — рабско-инфантильными.

Но я предложил бы все-таки уйти от катастрофического сознания и найти места, где могут быть реальные прорывы. И много чего можно будет сделать, если появится физическое пространство. Важно, чтобы возникло на карте Киева место силы для новых людей. Я редко говорю про государство, но если оно не начинает формировать и задумываться о том, что формирует стратегию на завтрашний день, а только пытается разобраться со вчерашним, оно лишает тебя будущего.

Тогда атакуйте.

— Фронтальная атака невозможна. Это бессмысленное и бесперспективное дело. У меня система координат одна, у них другая. Не надо драться с драконом на его территории. Надо создавать в его же логове зону успеха.

Директор киностудии имени Довженко Александр Янчук отказался комментировать ситуацию с "ГогольFest" и посоветовал Фокусу обратиться за разъяснениями к Владиславу Троицкому.

Оксана Савченко