Разделы
Материалы

От винта. Какой будет авиация будущего

Владимир Хомяков
Фото: kartinki24.ru

Спальные места и барные стойки в салоне, фюзеляж, совмещенный с крылом, новое топливо. Пять технологий, которые изменят пассажирские перелеты уже к 2050 году

Пять лет тому назад мировая авиация находилась в таком глубоком кризисе, что казалось, останется там навсегда. Цены на нефть превышали $100 за баррель и продолжали расти. Издержки увеличивались, но пассажиры были не готовы платить все больше и больше. Тогда авиакомпании сокращали издержки и сворачивали исследования, за исключением разве что тех, которые вели к экономии топлива. Но все изменилось около года назад. После того как нефть подешевела втрое, прибыли в авиаотрасли возросли и компании снова вернулись к разработкам, заброшенным в нулевых. Пять самых интересных из них — в подборке Фокуса

1

Без иллюминаторов

Примерная дата появления — 2025 год

Разработка британского Центра инноваций в производстве стала возможна после появления криволинейных и гибких ЖК-экранов. Суть ее в том, что вся внутренняя поверхность салона покрыта мониторами, транслирующими картинку с размещенных снаружи камер. При этом ближайшая к пассажиру часть такого "коллективного" монитора легко превращается в экран персонального ПК с сенсорным управлением, а остальные транслируют картинку, заставляющую поверить, что вы парите среди облаков без всякого самолета. В общем, настоящее волшебство.

2

Спальные места

Примерная дата появления — 2015–2020 годы

Лаунж-зона, барные стойки и спальные места, которые можно арендовать на пару часов во время дальнего перелета — таким видят самолет будущего в компании Zodiac Aerospace. На первый взгляд — фантастика. Но идеями ZA уже воспользовались несколько авиакомпаний, а лучше всех их воплотила Emirates из ОАЭ. По ее заказу концерн Airbus создал специальную модификацию лайнера Airbus A380, на борту которого реализовано все перечисленное выше.

3

Летающий стадион

Примерная дата появления — 2050 год

Чтобы в полной мере реализовать концепцию "воздушного дома", сделав самолет не только самым быстрым, но и самым комфортным видом транспорта, всегда не хватало места. Не случайно концепты рейсовых самолетов повышенной комфортности стали реальностью только после появления широкофюзеляжных лайнеров. В нидерландской KLM решили придать последнему понятию новый смысл, совместив фюзеляж с частью крыла и получив самолет с практически прямоугольным салоном. Проект находится на первых стадиях проработки, но им уже заинтересовался Airbus.

4

Супербыстрый Airbus

Примерная дата появления — 2020 год

Airbus запатентовал концепт сверхзвукового лайнера, который, судя по патентной заявке, способен преодолеть расстояние в 5500 км от Нью-Йорка до Лондона всего за один час. вместо семи-восеми. Секрет — в использовании сразу трех типов двигателей: турбореактивных (после взлета они убираются в фюзеляж), прямоточно-реактивного для разгона и ракетного — при передвижении в верхних слоях атмосферы или за ее пределами.

5

Новое топливо

Примерная дата появления — 2040–2050 гг.

Разработка Делфтского технического университета Нидерландов – гибридный двигатель, который должен открыть "зеленую" эру авиации и застраховать авиакомпании от роста цен на нефть. Двигатель будет работать на жидком метане и жидком водороде (LNG\LH2), выдающих больше мощности на единицу объема топлива и обходящихся дешевле, чем авиационный керосин. Кроме того, при таком топливе на 75% сократятся выбросы углекислого газа и на 90% оксидов азота. Кстати, двигатели, работающие по такому же принципу, уже используются в проекте SpaceX Илона Маска.

Фото: из открытых источников