Разделы
Материалы

Без тормозов. Лучшие фильмы месяца

Иван Кислый
Кадр из фильма Cop Car / Фото: konopoisk.ru

Бешеные псы, малолетние угонщики, великий хрюкающий художник и поезд "Желтая стрела" по-корейски — в фильмах, которые обошли стороной украинский прокат

"Белый бог" / Fehér isten

Режиссер: Корнель Мундруцо
В ролях: Жофия Псотта, Шандор Жотер, Лили Хорват
Венгрия — Германия — Швеция, драма, 121 мин.

Сюжет: мама оставляет 13-летнюю Лили (Псотта) на лето с бывшим мужем (Жотер). Лили приводит с собой пса Хагена, но папа терпеть не может дворнягу, хотя бы потому что за нее нужно заплатить налог и зарегистрировать. Гораздо проще вышвырнуть животное на улицу. Добрый папа еще не знает, что, выбросив Хагена, он запустит цепочку событий, которые приведут к восстанию собак и хаосу на улицах Будапешта.

Зачем смотреть: режиссер фильма Корнель Мундруцо предлагает разглядеть в истории маленькой девочки, которая ищет свою собаку, метафору всех меньшинств и бедняков, а также суровую критику социального неравенства в Европе. Но даже без такого контекста трансформация фильма впечатляет: из семейной драмы "Белый бог" превращается в криминальный триллер о жестоком мире подпольных собачьих боев, а затем в убедительный хоррор, где у бешеных псов морды в человеческой крови. Хаген, оказавшись на улице, становится полноправным героем фильма, до поры существующим отдельно от любимой хозяйки. А в целом на экране появляются почти три сотни псов. И ни грамма компьютерной графики — настоящий подвиг съемочной группы, ведь удержать под контролем такую уйму собак — задача не для любителей домашних кошечек. "Белый бог" — блестящая аллегорическая драма, симфония любви и ужаса с финалом, от которого завиляет хвостом даже самый суровый бульдог.

"Полицейская тачка" / Cop Car

Режиссер: Джон Уоттс
В ролях: Кевин Бейкон, Джеймс Фридсон-Джексон
США, триллер, 86 мин.

Сюжет: Трэвис и Харрисон, два десятилетних мальчика, играют в побег из дома. Они шагают по полю, бойкий Трэвис учит воспитанного Харрисона непристойным словечкам. Но недолго им бродить в пыли пешком: впереди патрульная машина, она пуста, ключи внутри, дверь открыта и никого вокруг. Мальчики со смехом вдавливают педаль в пол и еще не знают, что их ждет нешуточная поездка — однажды в багажнике что-то зашевелится, а на хвост ребятам сядет усатый шериф (Бейкон), которому и принадлежит машина.

Зачем смотреть: представьте, что на территорию "Старикам здесь не место" братьев Коэн запустили двух пацанов, которые с визгом летают по встречной, балуются с рацией и швыряют друг в друга заряженными пистолетами. "А если нас увидят?" — волнуется Харрисон, прежде чем включить зажигание. "Мы просто скажем, что мы копы", — не раздумывая, отвечает Трэвис. Логику десятилетних режиссер Джон Уоттс улавливает так же хорошо, как и его кумир, Стивен Спилберг в "Империи солнца". При этом "Полицейская тачка" — всего лишь второй полнометражный фильм Уоттса, который обладает талантом выжимать саспенс из повседневности: для одной из самых напряженных сцен фильма хватает шнурка и дверной защелки автомобиля. Минимализм — творческий метод режиссера, в его фильме нет ничего лишнего, и потому эта история не теряет юношеского задора до конца, где оборачивается повестью взросления на скорости сто миль в час.

"Уильям Тернер" / Mr. Turner

Режиссер: Майк Ли
В ролях: Тимоти Сполл, Дороти Эткинсон, Мэрион Бэйли
Великобритания — Франция — Германия, биографическая драма, 121 мин.

Сюжет: 1826 год, Лондон. Уильям Тернер (Сполл), признанный художник-маринист, живет и работает, как заведено в его кругу: встает раньше всех, чтобы застать первые лучи рассвета, ходит в бордель, где шлюх превращает в моделей, а иногда даже привязывает себя к верхушке мачты корабля в непогоду, чтобы познать шторм изнутри. Беда в том, что его новые картины общество встречает насмешками, а королева Виктория называет их "мерзким грязно-желтым месивом".

Зачем смотреть: Уильям Тернер — фигура историческая, художник, опередивший время, который предвосхитил и Клода Моне, и Винсента Ван Гога. Премьера байопика Майка Ли ("Секреты и ложь") в Голливуде была курьезной: некая дама брызнула перцовым баллончиком в лицо мужчине за то, что он попросил ее выключить телефон, мерцающий в темноте кинозала. Сам фильм к таким иррациональным поступкам не располагает — это реалистичное полотно, рисующее Тернера человеком земным и малопривлекательным. "Когда я смотрюсь в зеркало, то вижу горгулью", — ворчит художник. Изъясняется он только так: ворчанием, хрипением и хрюканьем — Тимоти Сполл ("Гарри Поттер") изобрел, считай, новый язык, который целиком состоит из сопения и кряхтения. Сполл играет художника склоненной головой, грузным малоподвижным силуэтом и сжатыми за спиной кулаками. Фильму удалось невозможное — запечатлеть дух картин Тернера, не воспроизводя их на экране.

"Сквозь снег" / Snowpiercer

Режиссер: Пон Чжун Хо
В ролях: Крис Эванс, Сон Кан Хо, Тильда Суинтон
Южная Корея — Чехия — США — Франция, постапокалиптический триллер, 126 мин.

Сюжет: человечество нашло лекарство от глобального потепления — нужно всего лишь распылить охлаждающее вещество CW7 в атмосфере и подождать. Дождались: мир вскоре замерз, и все живое вымерло. Прошло 17 лет, остатки человечества живут в поезде, который наматывает круги по ледяным континентам. Поезд особый, порядки — прежние. В хвосте состава люди носят лохмотья, питаются протеиновыми плитками и мечтают о стейке, а в первых вагонах богачи наслаждаются всеми прелестями жизни, включая полноценный океанариум.

Зачем смотреть: идея фильма напоминает повесть Виктора Пелевина "Желтая стрела", но "Сквозь снег" базируется на французском комиксе 80-х годов. К счастью, здесь нет героев в трико, даже несмотря на Криса Эванса в главной роли ("Первый мститель"). Фильм ставит перед своими персонажами лишь одну героическую задачу — остаться человеком в нечеловеческих условиях. Брошенный в охрану ботинок здесь называют не иначе как "хаосом 45-го размера" — за это бунтарь лишится руки, причем довольно извращенным способом. Но придет время топоров и факелов, и тогда все угнетенные будут отомщены. "Сквозь снег" — дебютный англоязычный проект корейского режиссера Пон Чжун Хо, известного своим шедевром "Воспоминания об убийстве". Режиссер говорит, что когда продюсеры просили его вырезать из фильма какую-то сцену, он делал вид, будто не знает английского. Похоже, что Пон Чжун Хо удалось сохранить самое важное.