Исландский режиссер Бальтазар Кормакур снял фильм о восхождении на Эверест, которое завершилось гибелью восьми альпинистов
В основе ленты реальная трагедия, произошедшая в мае 1996 года. Это была одна из первых коммерческих экспедиций, участники которых за подъем выкладывали проводникам по $65 тыс. Некоторые из альпинистов-любителей были плохо подготовлены к таким подъемам, у других не было опыта, у третьих - проблемы со здоровьем. Выжившие выпустили книги, где описывали свои версии трагедии. Казахский альпинист Анатолий Букреев - "Восхождение. Трагические амбиции на Эвересте", американский журналист Джон Кракауэр - "В разреженном воздухе", Бек Уизерс, чудом выживший альпинист-любитель – "Брошенный умирать". В фильме заняты звезды - Джейсон Кларк, Кира Найтли, Джош Бролин, Джейк Джилленхол, Эмили Уотсон, Робин Райт. Съемки проходили на Эвересте.
В ленте отсутствуют спецэффекты, клюква и показной героизм. Тем не менее, режиссеру удается удерживать внимание зрителя на протяжении двух часов
Кормакур прочел об этом подъеме все, поговорил со всеми участниками и родственниками погибших, и снял выдержанное кино без оценочных суждений. Люди умирали, потому что им не повезло, потому что они облажались, потому что они переоценили свои силы. Зачем люди идут на Эверест? Некоторые как британец Джордж Мэллори - потому что он есть, другие – потому что это бизнес, третьи – чтобы проверить себя. Сколько людей, столько вариантов ответов. По словам Кормакура, его работа ближе к реальности, чем большинство фильмов, основанных на документальных фактах. Иногда, чтобы восстановить ход событий, он прослушивал записи переговоров по рации погибших альпинистов тысячи раз.
Кинокритики трактуют фильм по-разному, но все сходятся в том, что это самая неголливудская картина Голливуда. Кормакуру удается придерживаться авторской интонации, которая свойственна независимому кино, и при этом у этой картины есть масштаб типичного американского блокбастера. В ленте отсутствуют спецэффекты, клюква и показной героизм. Тем не менее, режиссеру удается удерживать внимание зрителя на протяжении двух часов экранного времени. Когда включают свет, можно увидеть заплаканные лица барышень, и суровые - юношей.
Ощущение, что ты сам попытался взобраться на самую высокую гору, еще долго не покидает. И на вопрос – зачем? сам собой приходит ответ. Каждый, кто оказался там, испытывает чувство, которое вероятно испытал Марадона, когда засадил свой "гол столетия" в ворота Англии. Что-то вроде эйфории на максимальных оборотах, приближение к Богу, за которое некоторые платят жизнями.