Разделы
Материалы

Все там будем. Почему надо смотреть фильм "Юность"

Сергей Семенов
Фото: bestin.ua

В украинском прокате фильм Паоло Соррентино "Юность" с Майклом Кейном и Харви Кейтелем - комедия, которая к финалу превращается в драму

Последние четверть века мировое кино занимается эйджизмом. И если вы не знаете, что означает это слово, это еще одно свидетельство эйджизма — дискриминации по возрастному признаку. В кино она выражается в том, что продюсеры давно ориентируются на возрастную аудиторию тинейджерского возраста. Подразумевается, что даже тем, кому едва за тридцать, в кинотеатрах делать нечего. Для них есть телевидение, которое предлагает мужчинам крутые детективные, а женщинам — слезливые любовные сериалы. В кино, правда, есть и исключения — артхаусные фильмы. Во-первых, их нередко смотрит получившая хорошее образование возрастная аудитория, которая в молодости привыкла смотреть настоящее, а не построенное по маркетинговым лекалам кино. А, во-вторых, истории "про пенсионеров" интересны и тем, кто изредка заглядывает в свое будущее. Хотя бы "чисто по приколу". Приятно ведь смотреть на смешных старичков и старушек, зная, что ты таким станешь не скоро. А уж когда станешь, то только таким, какими показаны герои на экране, — богатым, успешным, завоевавшим право на независимость от общественного мнения.

Поначалу кажется, что фильм итальянского режиссера Паоло Соррентино "Юность" (участник конкурсной программы Каннского кинофестиваля) скроен именно по этому рецепту. Богатые старички композитор Фред и кинорежиссер Мик, которых играют 82-летний Майкл Кейн и 76-летний Харви Кейтель (да-да, даже Харви, казалось бы, актер без возраста, вдруг взял и постарел), отдыхают на шикарном швейцарском горном курорте, настолько фешенебельном, что рядом с ними плавает в бассейне растолстевший Диего Марадона. И если Мик еще пытается что-то сделать (снять фильм-завещание), то Фред настолько богат и знаменит, что ему вообще на все наплевать — он даже отказывается от приглашения английской королевы продирижировать собственное произведение на лондонском концерте в честь дня рождения ее мужа.

Конечно, мужчины в них еще окончательно не умерли, иначе бы они не замерли в немом восхищении в бассейне, когда рядом опускается в воду обнаженная победительница конкурса красоты. Однако восхищение это чисто эстетическое — обоих давно замучил простатит. Нет, конечно, в молодости и зрелости они пережили кучу бурных любовных романов, творческих успехов, мук и всего прочего, что называется "жизнью знаменитостей", но сейчас им остается лишь вспоминать об этом да еще доброжелательно наблюдать за тем, как бурлят страсти среди тех 20–40-летних, кто их окружает.

И даже если бы фильм заканчивался на этом нехитром сюжете, его стоило бы посмотреть. Поскольку, во-первых, актеры великолепные, а, во-вторых, кто из нас не любит сказки, да еще и с добрым комедийным уклоном? Например, сказки о счастливой и богатой старости, в которой нет ни болезней, ни страха смерти, ни даже желаний.

Да вот только со второй половины фильма вся эта жизнерадостная конструкция начинает ломаться. Сначала выясняется, что совесть никто не отменял даже в роскошном швейцарском отеле — взрослая дочь бросает Фреду в лицо обвинение, что тот всю жизнь интересовался только самим собой и своим творчеством и был равнодушен к ней и матери. (В самом конце фильма мы увидим ее мать — когда Фред, мучаемый раскаянием, приедет в столь же роскошный венецианский дом престарелых к жене, превратившейся в безмолвную неподвижную старуху с застывшей маской ужаса на лице.) А потом все и вовсе пойдет наперекосяк, разрушая иллюзию безмятежной старости.

В итоге комедия превращается в драму, но только в самом финале, что дает зрителю выбор: принять фильм целиком или наслаждаться его тонким юмором первые полтора часа просмотра. Ну а за то, что вам не дали насладиться безмятежной сказкой до самого конца, не обессудьте — позволить героям умереть с хихиканьем на устах было бы явным перебором.