Уильям О'Коннор, корреспондент американского интернет-издания The Daily Beast, об особняках киевской Воздвиженки и городе, которого нет
Спускаюсь петляющей дорогой от Андреевской церкви, великолепного храма с одними из самых красивых луковичных куполов Киева. Андреевский спуск долго считался творческим сердцем города. Здесь появился на свет Булгаков, на этом же спуске расположен знаменитый Музей одной улицы. А совсем рядом, прижавшись к парковому склону, прячется еще одна киевская достопримечательность, которую в буквальном смысле сложно не заметить.
Упустить возможность прогуляться по роскошной Воздвиженке — непростительная глупость. Ее кварталы состоят из пастельных, напоминающих пасхальные яйца, особняков и неоновых кондоминиумов. "Кричаще" — вот слово, которое первым приходит на ум.
Микрорайон, который считается пузырем на рынке недвижимости, превратился в одно из самых популярных мест съемки клипов и свадебных видео.
На одной из площадей микрорайона расположено шестиэтажное здание цвета розового висмута, увенчанное мансардными окнами, как минимум, на трех уровнях. Рядом с ним — тоже шестиэтажный, но уже канареечно-желтый дом, который увенчан золотым куполом со шпилем. Эти обители проектировались якобы в стиле украинского барокко XVII и XVIII веков, но этот стиль, как видно, послужил всего лишь отправной точкой. За угловатыми фронтонами идут заокругленные, а за ними, в свою очередь, расположены третьи, кажется, выполняющие роль некоего гибрида. Еще одно розовое сооружение, напоминающее ванильно-сопливую версию близлежащего замка Ричарда, тоже каким-то образом вписалось в местный архитектурный ансамбль. И это несмотря на фейковую кирпичную облицовку, бирюзовые башенки и ступенчатые фронтоны. Следующее здание украшено угловой кладкой.
Легендарного Киева, богатого и могущественного города на холмах, вызывавшего чувство благоговения у самых состоятельных и влиятельных монархов эпохи Просвещения, по большому счету, уже нет. И хотя в украинской столице все еще встречаются настоящие архитектурные иконы в стиле ар-нуво, такие, как особняк Аршавского или Дом с химерами, побродить по городу сегодня означает испытать горькое чувство потери.
Когда я впервые попал на Воздвиженку, сразу не понял, что передо мной: одна из худших реконструкций в истории или попытка богатого застройщика вернуть городу часть былой славы.
"То, что ты видишь перед собой, — это Киев за последние десять лет", — пояснил мне гид Олег, 25-летний студент экономического факультета. Сегодняшний Киев — город вздохов и перешептываний о коррупции.
О том, что китч и безвкусица достигли здесь своего высшего предела, говорит и дача сбежавшего президента Януковича — поместье, превратившееся в одну из самых известных туристических приманок. Потемкинская деревня Воздвиженка от Межигорья ничем не отличается.
Поднимая во время многочисленных ужинов тему об этой городской полутеневой зоне, я получал в ответ понимающие улыбки и намеки на то, что строительство явно пошло не по плану.
План этого жилого массива был впервые предложен в 2003-м, строительство завершилось во второй половине нулевых. Воздвиженку построили в урочище Гончары-Кожемяки, на месте исторической архитектуры, которой чудом удалось избежать сноса в советский период.
"Существуют правила застройки, здравый смысл, и есть жадность, которая их разрушает" — так киевский архитектор Георгий Дыховичный прокомментировал новострой для The Guardian.
Собственникам проекта, который обошелся в $100 млн, продажа этой недвижимости напоминает бег с препятствиями — не только из-за экономического кризиса 2008-го, но и, как утверждают критики, из-за строительных решений, сделавших квартиры менее привлекательными.
Местные СМИ время от времени представляют подробные отчеты о легко затопляемых подвалах и трещинах на стенах домов, облицованных дешевыми материалами.
Многие из этих недостатков все еще не были устранены. Что касается пустынных улиц, с годами ситуация немного изменилась. На Воздвиженке уже появились кафе и художественные галереи. Тем не менее, некоторые особняки на Гончарной, дальней улице микрорайона, настораживают потенциальных покупателей сорняками, облупившейся краской на стенах домов и другими признаками медленного разрушения.
Район почти сразу окрестили "городом — призраком", так как невооруженным глазом было видно, что многие из домов и квартир долго пустовали. Когда грянул экономический кризис, цены на квартиры упали вполовину — с $7000 за квадратный метр.
Кризис, по всей видимости, не остановил застройщиков. Летом, посетив Киев, я в этом убедился, увидев много новых строительных площадок. Отдел продаж уверяет, что квартиры на Воздвиженке в последнее время снова покупаются и продаются. Должно быть, есть что-то притягательное во всех этих арках, фронтонах и неоново-розовых башенках.
По материалам: The Daily Beast
Перевод Анны Синящик