Разделы
Материалы

Не по назначению. 6 предметов, смысл существования которых изменился

Галина Ковальчук
Фото: ozon.ru

Людям свойственно стремление к накопительству. Вместо того чтобы выбрасывать устаревшие, но милые вещи, мы придумываем им новые функции

Изменения образа жизни неотвратимо сказываются на культуре потребления. Как только появляется улучшенная версия чего-либо, мы бросаем старую вещь и принимаемся осваивать новую. Пленочные фотоаппараты вытеснены кассетными, а цифровые низвергнуты аналоговыми. Сейчас этот процесс ускоряется, чему способствуют сотни тысяч стартапов, множество технологий, которые тестируются и устаревают быстрее, чем мы можем за ними следить. Хай-теку подыгрывает концепция быстрой моды — в противовес домам моды массовые бренды выпускают новые коллекции одежды буквально каждый месяц. При таком темпе множество вещей остаются "за бортом". Но некоторые из них настолько хороши, что люди не спешат их выбрасывать, придумывая им новый смысл существования.

По ним не узнают время

Механические часы утратили свое предназначение в наше время, когда узнать, который час, можно, взглянув на экран компьютера, смартфона и даже микроволновки. К тому же цифровые часы точнее механических. Однако часовая индустрия в Швейцарии продолжает процветать, ежегодно выпуская и успешно продавая миллионы часов. Почему так происходит?

С начала XXI века механические часы поменяли смысл своего существования, причем дважды. Десять лет назад и компании-производители, и их клиенты сошлись на том, что часы — символ статуса их владельца. На деловой встрече или светском мероприятии легко распознать владельцев "заводов и пароходов", всего лишь взглянув на их запястья. С экономическим кризисом 2008 года производителям роскоши пришлось пересмотреть концепцию, так как их клиенты стали относиться к дорогостоящим покупкам гораздо осторожнее. И сейчас швейцарцы активно популяризируют идею, что часы — объект эмоциональной привязанности. Чтобы купить механические часы, их нужно любить. И в этом есть перспектива, ведь люди все еще готовы отдавать немалые деньги за чувства.

Им не нужны диоптрии

В СССР очки были преимущественно уродливыми, с толстыми стеклами и неэргономичными дужками, натирающими уши. И очкариков не любили, называли их "водолазами" в рамках общего отвращения к "гнилой интеллигенции". Изменить акценты помогло открытие границ и все те же технологии. Благодаря первому мы узнали, что очки бывают разными, включая безумные модели из обширной коллекции Элтона Джона. А благодаря линзам и офтальмологической хирургии люди могут избавиться от проблем со зрением и унизительного статуса очкарика. Теперь очки часто носят люди со стопроцентным зрением, потому что это важный аксессуар интеллектуальной моды.

По ним не звонят

Смартфоны уже не телефоны. По ним, конечно, можно звонить, но эта функция стремительно утрачивает значимость. Исследователи трендов мобильной индустрии в один голос утверждают, что дополнительные функции смартфонов превращаются в основные, и это в первую очередь мессенджеры и онлайн-опции.

Согласно данным американской онлайн-платформы eMarketer, в прошлом году пользователи смартфонов тратили на набор текста и звонки одинаковое время — по 55 минут в день, или по 22% от общего времени пользования гаджетом. Что же люди делают со смартфонами все остальное время? На этот вопрос отвечает компания Deloitte, которая в 2017 году сделала второй выпуск исследования о глобальных потребительских трендах. Смартфоны используют, чтобы смотреть в интернете кино, сериалы и телеканалы, покупать вещи и даже платить за общественный транспорт. В компании уверены, что эти тенденции только усилятся в будущем.

Ими не пишут

Кажется, что в мире компьютерного набора ручки должны исчезнуть. Однако рынок пишущих инструментов растет, особенно сегмент "допотопных" перьевых ручек. По данным агентства Euromonitor, в 2016 году мировые продажи перьевых ручек выросли на 2,1% по сравнению с 2015-м и составляют чуть больше миллиарда долларов.

Причина неугасаемого спроса на этот анахронизм заключается в том, что ручка теперь — универсальный сувенир и объект коллекционирования. В этом отношении отличный подарок производителям ручек сделал Си Цзиньпин в 2012 году. Став главой Китая, он проповедует скромность. Эта политика, помимо борьбы с коррупцией и ограничения количества блюд на правительственных мероприятиях, оказала влияние на традиции дарения в стране. Теперь вместо дорогих механических часов китайцы дарят друг другу ручки, и это дает одной лишь компании Parker $62 млн годового дохода с рынка Поднебесной. Отдельное направление работы производители посвящают коллекционерам. Для них создаются лимитированные серии пишущих инструментов, в дизайне которых использованы разнообразные темы — от науки до популярных сериалов.

В них не только кутаются

Пуховик — настолько популярный предмет одежды, что из толстого зимнего одеяния он превратился во всесезонную вещь. Кажется, всему виной пропаганда здорового образа жизни и Калифорния, где вещи на пуху носят круглый год из-за близости океана. Благодаря популярности спортивной одежды пуховики трансформируются в жилеты, а дизайнеры шьют их в самых разных стилях, от байкерской косухи до имитации платья с рюшами. Не утрачивает актуальности и "пуховик-одеяло", вещь в целом нужная в любых обстоятельствах.

Их не заслушивают до дыр

Как и книгам, виниловым пластинкам предрекали смерть и забвение. Однако и те и другие живы и здравствуют. В частности, рынок винила уже седьмой год подряд показывает рост в двузначных цифрах, 90% продаж приходится именно на пластинки. Бюро Deloitte предсказывает, что в этом году продажи винила станут рекордными, дойдя до отметки 40 млн экземпляров и выручки в миллиард долларов. Для сравнения: в 1981 году, на пике популярности винила, продали миллиард пластинок.

Купить пластинку — дорогое удовольствие, в среднем она стоит $20, в то время как месячная подписка на музыку в iTunes — всего $5. Поэтому винил занимает лишь 6% общего музыкального рынка и является объектом коллекционирования. Сейчас пластинки не заслушивают до царапин, а бережно хранят, для них покупают недешевые проигрыватели и ухаживают за иглами. Меломаны ценят глубокий и насыщенный звук, считая, что он отличается от "пластмассового" цифрового.