Разделы
Материалы

Грани неприличия. Как технологии меняют правила поведения и стандарты общения

Мария Бондарь
Фото: Getty Images

Сегодня не так-то просто вызвать общественное осуждение, в то же время риск обидеть или быть обиженным как никогда высок

"Неприличное поведение" (Indecent behavior). С такой формулировкой блогера-путешественника Кеннета Уксли выгнали недавно из здания лондонского джентльменского клуба Pratt"s. Дело было на торжественном обеде, который ежегодно устраивают в клубе 10 февраля, в день рождения Гарольда Макмилана — премьер-министра Великобритании (1957–1963) и одного из самых влиятельных членов Pratt"s прошлых поколений. Уксли, никогда прежде не бывавшему в этом легендарном заведении, захотелось сделать селфи и поделиться впечатлениями с пользователями глобальной Сети. И это стало его ошибкой.

Кто сказал "нельзя"

Сфотографировавшись, блогер положил смартфон прямо на обеденный стол. Тут-то его и попросили немедленно покинуть клуб. Комментируя инцидент для газеты Daily Mail, представитель Pratt"s подчеркнул, что гость грубо нарушал правила ресторанного этикета в отношении использования телефона и других коммуникативных средств. Во-первых, он не должен был фотографироваться в зале, заполненном гостями, если фото предназначалось для публикации в Сети, поскольку в кадр могли попасть люди, не желавшие этого. Во-вторых, гаджеты нельзя класть на обеденный стол. "А кто сказал, что нельзя? Выйдя из Pratt"s, я зашел в Starbuks на той же улице, там на каждом столике был смартфон или планшет", — парировал Кеннет в одной из своих колонок.

Технологии меняют нашу жизнь с такой скоростью, что общество не успевает приспособиться и выработать единое отношение к этим переменам. К примеру, неписаное правило о том, что в приличном обществе телефон не кладут на столик, сформировалось до появления смартфонов и повсеместного использования 3G-интернета. По словам английского маркетингового гуру Марка Палмера, уже стало обычным делом то, что, читая меню, посетители кафе и ресторанов тут же проверяют в Сети информацию о полезности и калорийности ингредиентов блюд, узнают, с чем их лучше сочетать, и только потом заказывают.

В США, Канаде, Австралии, странах Западной Европы многие заведения делают скидку до 5% от суммы чека тем, кто фотографирует их блюда и размещает снимки в социальных сетях с указанием гео­локации. Причем эксперты исследовательского центра Global Consumers считают эти скидки одним из самых эффективных инструментов привлечения клиентов в ресторанном бизнесе. Раз уж рестораны сами поощряют посетителей активно пользоваться гаджетами во время еды, то о неприличности их появления на столе говорить не приходится. В заведениях уровня Pratt"s это правило все еще соблюдают, но таких в мире осталось немного.

То, что прежде считалось грубостью, теперь, напротив, показывает вашу заинтересованность и оперативность

Нечто подобное произошло и с запретом на переписку во время встречи. Еще недавно человека, который, сидя напротив вас на дружеском обеде, свидании или на деловой встрече, прямо во время разговора проверял или отправлял какие-то текстовые сообщения с телефона, можно было обвинить в невоспитанности. Подобное поведение считалось пренебрежительным по отношению к собеседнику. Теперь так делают почти все. Ритм жизни современного человека ускорился настолько, что мало кто готов ждать окончания встречи для прочтения сообщения, которое может оказаться срочным. Кроме того, переписка может иметь отношение к сути разговора. В 2010-х не принято говорить: "Я уточню детали в ближайшее время". Если уточнение — вопрос одного-двух сообщений в мессенджере, то чаще всего собеседник по умолчанию ждет, что вы отправите их немедленно. То, что прежде считалось грубостью, теперь, напротив, показывает вашу заинтересованность и оперативность.

Упрощенный этикет

В бурном потоке информации, льющемся на человека из глобальной Сети, растворилось множество условностей. Социальные медиа уничтожили ограничения и специальные формы вежливости, прежде принятые для диалогов с малознакомыми людьми. До бурного развития соцсетей обращаться к кому-нибудь постороннему со словами "Привет, как дела? Я тут подумал, нам есть о чем поговорить" было рискованно — это считалось фамильярностью. Сегодня же — в порядке вещей. Упрощенный неформальный стиль диалога, укоренившийся в системе, где мы получаем сотни сообщений в день и обращаемся одновременно к тысяче знакомых и незнакомых собеседников, постепенно перекочевал в офлайн.

Прежние правила исчезают, формируются новые. Раньше, желая обсудить что-нибудь по телефону, мы просто набирали номер нужного человека. Самые вежливые из нас спрашивали, есть ли у него возможность общаться в данный момент. Теперь звонки без предупреждения считаются допустимыми только в экстренных случаях. Если дело не срочное, вначале нужно прислать сообщение с вопросом о том, в котором часу нашему визави удобно будет вести диалог.

Еще одно уже устоявшееся правило. На любой мейл от вас ждут ответа максимум в течение суток, на СМС или сообщение, отправленное с помощью мобильного приложения, — в течение двух-трех часов. Если для ответа потребовалось больше времени, выходя на связь лучше сразу объяснить причины отсрочки. В противном случае это может быть воспринято как неуважение к собеседнику.

"Из-за того, что правила общения в современном мире меняются вместе с коммуникативными технологиями, взрослые, хорошо воспитанные люди зачастую не знают, как себя вести, и стыдятся в этом признаться, — говорит Наталья Глумова-Мазуленко, директор образовательного тренинг-центра "Школа обаяния". — Возникла парадоксальная ситуация: дети и подростки разбираются в новом этикете лучше, чем их родители. Слышу, как участники наших детских программ, а это возраст от 9 до 12 лет, вполне серьезно обсуждают между собой, что прилично, а что нет в телефонном и сетевом общении. Причем дети иногда сами интуитивно находят ответы на вопросы, ставящие взрослых в тупик".

Фотоскидки. Сегодня многие рестораны предоставляют скидку до 5% от суммы чека тем, кто фотографирует их блюда и размещает снимки в социальных сетях с указанием геолокации

Условная защита

По мнению психолога Светланы Паниной, новые нормы общения — модификация ранее существовавших. К примеру, размещать в Сети фотографии или видео с участием других людей, не получив их разрешения, или без спроса отмечать чужую геолокацию нельзя — потому что это, по сути, очередная форма распространения сплетен. "Неприятно, когда информация, которой мы не собирались делиться, становится достоянием общественности. Просто многие пока не задумываются о том, что фото, видео и геолокация — информация личного характера, а значит, на ее распространение нужно получить разрешение", — подчеркивает Панина.

Она отмечает, что правила этикета, как и любые другие правила, нужны для снижения рисков в потенциально опасных ситуациях. А общение с точки зрения психологии — ситуация потенциально опасная, как бы странно это ни звучало. Всегда есть риск нанести кому-то обиду или быть обиженным, вызвать или получить другие негативные эмоции.

"Этикет в общении выполняет ту же функцию, что и правила дорожного движения на проезжей части, — помогает людям взаимодействовать так, чтобы никто не пострадал, — говорит психолог. — Логично, что по мере изменения обстоятельств правила пересматриваются. Причем происходит это не только из-за появления новых технологий. Само общество меняется. К примеру, раньше право инициировать диалог было привилегией того, кто старше по возрасту. Младшему полагалось ждать, пока к нему обратятся. Теперь таких ограничений нет, да и вообще современный этикет стирает границы, существовавшие прежде между разными возрастными группами, возраст уже не связан со статусом". Это отражение новых реалий, в которых молодые люди быстро делают карьеру и получают в подчинение более зрелых сотрудников.

Из делового этикета исчезли ограничения, касавшиеся диалогов начальников и подчиненных. Большинство компаний выстраивают корпоративную культуру по принципу командной игры, так что особые правила, поддерживающие организационную иерархию, им больше не нужны. Зато появились новые ограничения, регламентирующие общение мужчин и женщин, которые работают вместе, и минимизирующие риск обвинения в сексуальных домогательствах.

Эра тревожности

"Этикет в общении выполняет ту же функцию, что и правила дорожного движения на проезжей части, — помогает людям взаимодействовать так, чтобы никто не пострадал"

Психотерапевт и кандидат психологических наук Елена Рыхальская убеждена в том, что, придумывая новые правила этикета, люди пытаются компенсировать отсутствие ясных представлений о хорошем и плохом. "Для психологического комфорта человеку нужны четкие рамки "можно" и "нельзя", и раньше их очерчивало общество: кто-то принимал заданные границы, кто-то бунтовал, пытался их преодолеть. Теперь то и другое одинаково бессмысленно, потому что рамки размыты, — говорит психотерапевт. — Уровень ценностей в социуме снизился настолько, что даже пожелай вы нарочно вызвать общественное осуждение, вряд ли смогли бы это сделать. Что раньше считалось позорным и недозволенным, теперь в порядке вещей. По большому счету, понятия "можно" и "нельзя" каждый определяет для себя сам".

К сожалению, вместо ощущения свободы это порождает тревожность. Без правил почти никто не чувствует себя в безопасности. А поскольку прежних правил уже нет, общество пытается генерировать новые. "При этом тревожность сохраняется, потому что заменитель слабоват. Новые нормы хоть уже и устоялись в социуме и их несоблюдение может создавать проблемы, все еще воспринимаются как искусственные внешние ограничения, — говорит Рыхальская. — У большинства людей нет внутреннего ощущения значимости этих правил, хотя бы отдаленно напоминающего то, что было связано с прежними моральными нормами".

Этикет, конечно, не заменит мораль, но сделать наше существование более комфортным определенно может. Живя в агрессивной информационной среде, где кто-то или что-то постоянно посягает на нашу приватность, мы испытываем естественную потребность ее защитить. В этом смысле коммуникативные ограничения могут быть очень полезными. Светлана Панина подчеркивает, что люди от природы не одиночки, им хочется привлекать внимание и получать эмоциональные "поглаживания" от себе подобных. В первобытных общинах никакой приватности не было, вся жизнь проходила на виду, но зрителей было несравнимо меньше, чем сейчас.

"Информация сегодня циркулирует слишком быстро, и собеседников у нас оказывается больше, чем мы в состоянии выдержать, — констатирует Панина. — Наш мозг способен без проблем принимать и обрабатывать информацию, поступающую от ста человек. До недавнего времени этого хватало. Сотрудников в офисе, соседей, университетских приятелей, как правило, не бывало больше ста. Но с развитием социальных сетей счет пошел на тысячи".

Естественные нормы превышены, а значит, мы нуждаемся в дополнительной защите. И эту защиту должен обеспечить новый этикет, который только-только формируется. С одной стороны, это создает новые сложности, с другой стороны, новые правила — не мода и не прихоть, а вопрос нашего психологического здоровья.