Разделы
Материалы

Король черных комедий и путешествий в будущее: 70 лет режиссеру Роберту Земекису

Дарья Бережная
Фото: Скриншот | Роберт Земекис и кролик Роджер

Роберт Земекис получил свою звезду на голливудской Аллее славы в 2004 году, а снимать фильмы начал еще в 13 лет. Режиссер не ограничивал себя в жанрах и создал ряд картин, которые можно назвать культовыми

Роберт Земекис родился 14 мая 1952 году в семье польских эмигрантов, в предместье Чикаго. Годы спустя, он поселит Билли, персонажа "Полярного экспресса", в таком же уютном особняке, в каком прошло его детство.

Снимать фильмы Роберт начал еще в 13 лет, когда получил в подарок любительскую видеокамеру. Однако его родители были рабочими, и увлечение сына рассматривали именно, как хобби, желая, чтобы он получил "нормальную профессию". Идеи он черпал из телевидения, потому как походы в театры и библиотеки рассматривались, как занятие бесполезное.

"Правда в том, что в моей семье не было места искусству. То есть музыке, книгам и театру. Единственным доступным мне источником вдохновения было телевидение — и оно действительно им было", — рассказывал Земекис позже в интервью и отмечал, что хоть сейчас в телевидении и видят "корень зла", но именно оно ему и спасло жизнь. Даже о существовании кинематографических факультетов и отделений вузов он впервые узнал из интервью Джерри Льюиса в одном из выпусков The Tonight Show Starring Johnny Carson.

А после просмотра фильма "Бонни и Клайд" твердо решил занимать кино и ничем более. Правда, родители его энтузиазм не разделяли. "Для моей семьи, друзей и всего того мира, в котором я рос, эта мечта относилась к разряду неосуществимых. Мои родители, бывало, сидели там и говорили: "Ты забыл, кто ты и откуда? Ты не можешь быть кинорежиссером". Возможно, желание доказать обратное также повлияло на мой выбор", — рассказывал режиссер впоследствии.

Земекис учился в Школе кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии, где ему повезло дважды — в этой школе кино он познакомился с Бобом Гейлом, который стал его постоянным соавтором, а его дебютная короткометражка "Поле чести" приглянулась Стивену Спилбергу. Его первый полнометражный фильм "Я хочу держать тебя за руку" (1978), посвященный битломании, был хорошо принят публикой, но дохода не принес. Не смог покрыть даже те 2,7 миллиона долларов, которые на него потратили.

Земекис и Гейл начали зарабатывать написанием сценариев, однако настоящий прорыв наступил, когда Майкл Дуглас нанял их для своего приключенческого фильма "Роман с камнем" (1984). Именно на съемках этой картины произошло несколько важных событий: режиссер познакомился с композитором Аланом Сильвестри, который создавал музыку для почти всех его фильмов и получил возможность работать над культовым фильмом "Назад в будущее". Позже, уже став именитым режиссером, Земекис отдал должное к своей страсти к фильмам ужасов, и спродюсировал "Байки из склепа", "13 приведений" и "Корабль-призрак". Однако его визитной карточкой стали черные комедии и настоящие драмы. Фокус собрал 6 фильмов Земекиса, которые оказали влияние на киноиндустрию в целом и сделали режиссера настоящей звездой.

Трилогия "Назад в будущее" (1985/1989/1990)

Сейчас тяжело представить, но киностудии сценарий не заинтересовал. Боссы раскритиковали как саму идею путешествий во времени, так и название. На студии Disney заявили, что поцелуй Марти МакФлая и его матери в 1955 году – не получит зеленый свет в Голливуде, а на студии Universal, где за Земекиса ходатайствовал Спилберг, сказали, что название "Назад в будущее" не привлечет зрителей. "Никто не пойдет на фильм про путешествие во времени, так что "будущее" надо убрать из названия. Вместо этого предлагаю назвать "Астронавт с Плутона" — весело и оригинально", — сказали тамошние продюсеры.

Кадр из фильма "Назад в будущее 2"

Однако все они ошибались: история подростка Марти и изобретателя Эммета Брауна стала хитом. Футуристический автомобиль DeLorean стал предметом вожделения фанатов по всему миру. И самое примечательное, что 2015 год, показанный во втором фильме, сильно разочаровал фанатов: летающих скейтбордов не появилось, а кроссовки так и не стали зашнуровываться сами. Nike создала такую модель, но она стоила слишком дорого и слишком часто ломалась.

"Кто подставил кролика Роджера" (1988)

Сейчас спецэффекты являются необходимым атрибутом для буквально каждого фильма. Однако в 1980-х снять фильм, в котором мультипликационные герои взаимодействуют с живыми актерами, было невероятно сложно.

Фильм в стиле "нуар" обошелся в невероятную по тем временам сумму – 70 миллионов долларов, но полностью окупился, получил четыре "Оскара" и в 2016 году вошел в Национальный реестр фильмов, имеющих культурное, историческое или эстетическое значение. А Джессика Рэббит, мультяшная красавица, вдохновленная обликом актрис Вероники Лэйк, Риты Хэйуорт и Лорен Бэколл, стала одним из самых цитируемых персонажей в поп-индустрии. Интересно, но ее откровенное платье также имеет реальный прототип – его рисовали с модели Викки Дуган по прозвищу "Спинка", которая везде появлялась в платьях с рискованным вырезом до самой поясницы.

"Смерть ей к лицу" (1992)

Черная фантастическая комедия, в которой снялись такие звезды, как Мерил Стрип, Голди Хоун, Изабелла Росселини и Брюс Уиллис, причем последний появился в необычном для себя негероическом амплуа, собрал огромную кассу и получил "Оскар" за визуальные эффекты. История о том, как две соперницы в погоне за молодостью принимают эликсир бессмертия с неожиданными побочными эффектами, назвалась критиками слишком мрачной и шокирующей, но зрителям она понравилась.

Кадр из фильма "Смерть ей к лицу"

Когда в интервью британскому телевидению Мерил Стрип спросили об этой нехарактерной роли, и она ответила, что она слишком оригинальна, чтобы ее упустить. Однако позже она признавалась, что больше не хочет сниматься в кино с таким количеством спецэффектов. "Результат мне, конечно, понравился. Но все это напоминало поход к дантисту — когда лежишь на кресле и нельзя пошевелиться, иначе в кадре голова не будет соответствовать шее", — рассказывала она.

"Форрест Гамп" (1994)

38 наград по всему миру, включая 6 премий "Оскар", в том числе за "лучший фильм", "лучшую режиссуру", "Лучший адаптированный сценарий" и "лучшую мужскую роль", самый успешный фильм Земекиса, причисленный к голливудской классике.

Кадр из фильма "Форрест Гамп"

Идея снять фильм о умственно отсталом герое буквально сразу после хитового "Человека дождя" была воспринята в штыки, Том Хэнкс на момент съемок уже был обладателем "Золотого Глобуса", остальные актеры до этого снимались только в телесериалах, или малобюджетных фильмах, так что картина для них стала настоящим прорывом.

Роберт Земекис и Том Хэнкс на съемках фильма "Форрест Гамп"

Примечательно, но трогательная и душевная история Форреста из Алабамы, рассказанная в фильме, разительно отличается от первоисточника, романа Уинстона Грума. Книжный Форрест циничен, он занимается сексом и принимает наркотики. Сценарист Эрик Рот, адаптировавший роман, написал в 2001 году сиквел к фильму, однако Земекис и Спилберг решили, что мир слишком изменился, чтобы его снимать.

"Изгой" (2000)

Приключенческая драма о сотруднике компании FedEx, чей самолет терпит крушение, а сам он вынужден выживать на необитаемом острове, используя подручные средства и разговаривая с волейбольным мячом, стала очередным хитом в копилке Тома Хэнкса и принесла Земекису две номинации на "Оскар".

Примечательно, но это одна из немногих картин, где открыто используется продакт-плейсмент сразу двух компаний: логистической фирмы FedEx и фирмы, производящей спорттовары Wilson Sporting Goods. Несмотря на то, что сюжет развивается вокруг катастрофы самолета авиакомпании FedEx, в самой авиакомпании разумно посчитали, что фильм не повредит их репутации. FedEx активно сотрудничала со съемочной группой, предоставила свою штаб-квартиру и роль исполнительного директора FedEx сыграл Фредерик Смит, который тогда действительно возглавлял эту компанию.

Роберт Земекис и Том Хэнкс на съемках в Москве

Фильм действительно снимали на необитаемом острове – крохотном Монурики, расположенном у Фиджи. А Том Хэнкс сначала набрал вес для съемок, а потом сбрасывал его в течение года, чтобы в съемках на острове выглядеть изможденным. Первую часть фильма снимали в Москве, так что присутствуют шутки про Ленина.

"Беовульф" (2007)

Этот фильм, а также "Полярный экспресс" (2004) и "Рождественская история" (2009), были сняты с революционной на тот момент технологией захвата движения. Также создавались персонаж Голлума в "Властелине колец", фильм "Аватар" и видеоигра Detroit: Become Human.

Сценаристы Нил Гейман и Роджер Эвери начали писать сценарий еще в мае 1997 года, сам Земекис говорил, что "оригинальный эпос прошел мимо". Но в итоге история, основанная на англосаксонских легендах, сделала настоящую революцию в мире кинопроизводства. И, хоть до сих пор считают, что в Киноакадемии не очень любят фильмы снятые таким манером, но успех "Аватара" подтверждает – Земекис сделал правильный выбор, отойдя от традиционного кинопроизводства. Фильм, стоимостью в 150 миллионов долларов, окупился в прокате. Главным образом, из-за звездного состава: Энтони Хопкинса, Джона Малковича, Брендона Глисона и, конечно, Анджелины Джоли, которая исполнила роль матери чудовища Гренделя.

Анджелина Джоли в фильме "Беовульф"

Ее появление совершенно обнаженной, и лишь покрытой золотой краской, стало одной из главных приманок фильма.

Для того, чтобы снять сцены, актеры были одеты в специальные эластичные костюмы, на которые и крепилось 78 датчиков, представлявших собой круглые шарики белого цвета. Для "захвата" мимики лица датчики крепились непосредственно на кожу. Общее количество маркеров на лицах актеров составило около 150 штук. Особое внимание создатели уделили глазам. Именно из-за "мертвого взгляда", как считают критики, и провалился другой фильм Земекиса "Полярный экспресс". Беовульф не получил наград, но в киноиндустрии он занял свое почетное место.