Разделы
Материалы

ГАИ вооружилась новой инструкцией по выявлению пьяных водителей

Отныне у инспекторов ГАИ отпала необходимость тестировать водителей на питейные пристрастия и выяснять – что и когда пили.

Ушли в прошлое "трубки трезвости", уступив место цифровым алкотестерам, а признание водителя в употреблении спиртных напитков уже не является основанием для его обвинения в управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Теперь для него самое главное, чтобы биологическая норма содержания алкоголя в крови не превышала 0,2 промилле, а кожный покров лица не изменял своей окраски при общении с сотрудником ГАИ.

С 23 октября славная Госавтоинспекция Украины вооружилась новой "Инструкцией о выявлении у водителей транспортных средств признаков алкогольного, наркотического или иного опьянения или пребывания под влиянием лекарственных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции". Документ разработан совместно с Министерством здравоохранения и является, по сути своей, методологией по определению степени алкогольного или наркотического опьянения. Минздрав обязал свои структурные подразделения провести соответствующую переподготовку медицинских работников, привлекаемых к медицинскому освидетельствованию водителей.

Казалось бы, все ясно и понятно, однако содержание Инструкции настораживает и вызывает немало вопросов.

Госавтоинспекция с завидной регулярностью публикует статистику о количестве задержанных в нетрезвом виде водителей, в том числе и в последние пол года. Прежняя инструкция, которой руководствовались гаишники и врачи медучреждений, закончила свое действие еще в апреле. Ее отменили соответствующим приказом, а новая Инструкция вступила в силу лишь в октябре этого года.

Чем же, на протяжении полугода, руководствовались инспектора ГАИ и медицинские работники при тестировании водителей на состояние алкогольного опьянения? Какую методологию они использовали при этом? Ведь и в старой и в новой инструкции четко сказано, что "…выводы по осмотру на состояние опьянения, полученные с нарушением требований этой Инструкции, считаются недействительными, а виновные в этом служебные лица несут ответственность в установленном законодательством порядке…".

Руководство ГАИ наверняка скажет, что в этот период руководствовалось постановлением Кабмина под №1103 от 17.12.08 г. "О порядке направления водителей для проведения осмотра…" Но, в постановлении черным по белому сказано, что осмотр проводится по методике, утвержденной Минздравом, и даже указан срок для разработки соответствующей методики – 3 месяца. Распоряжение Кабмина Госавтоинспекция и Минздрав не выполнили, старую инструкцию отменили, а новую утвердили с опозданием на полгода.

Вывод напрашивается сам собой – все административные протоколы об управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, составленные в период с апреля по октябрь 2009 года, являются недействительными. Их необходимо обжаловать на основании отсутствия в этот период утвержденной Минздравом методологии проверки водителей на состояние алкогольного опьянения. А виновные в этом служебные лица должны понести ответственность в порядке, установленном законодательством.

Изучаем документ далее. Памятуя печальный опыт "совковых" методов определения состояния алкогольного опьянения, основанный на тесте "а ну, дыхни", попробуем ответить на два основных вопроса. Насколько новая Инструкция защищает права водителей и исключает возможные манипуляции со стороны инспекторов ГАИ и медработников? По какой методологии они будут определять состояние водителя?

Начну с того, что Инструкция дает сотруднику ГАИ исключительный перечень признаков алкогольного опьянения: запах алкоголя изо рта, нарушение координаций движений, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожного покрова лица и поведение, которое не отвечает обстановке. При наличии одного из этих признаков, сотрудник Госавтоинспекции может прибегнуть к дальнейшему тестированию водителя с помощью специальных технических средств. Но, не каких угодно, а лишь тех, которые разрешены Минздравом и Госпотребстандартом. В инструкции четко указано, что специальные технические средства должны иметь цифровые показатели содержание алкоголя в крови. Легендарные "трубки трезвости" таковыми возможностями не обладают, поэтому должны переместиться с автомобилей ГАИ на полки исторических музеев.

Как ранее и обещало руководство ГАИ, на смену "трубкам трезвости" пришли более современные алкотестеры. Один из них уже прошел сертификацию и был недавно презентован общественности. Производится прибор в Германии и называется "Газоанализатор "Alcotest 7410". Насколько можно будет верить его показаниям, судите сами…

При использовании алкотестеров любых моделей, имеющих мундштуки, возможно использование ваты или ткани, смоченной спиртсодержащей жидкостью. В зависимости от конструкции, вата со спиртом может вкладываться либо в мундштук, либо отверстие прибора, предназначенное для мундштука. Также, при использовании алкотестеров практически любых моделей, возможно введение газа из газовых зажигалок в полость мундштука. При дальнейшем продувании, даже небольшие остатки газа, попадая на датчик алкотестера, изменяют его чувствительность, в результате чего прибор показывает какие-либо "промилле"…Будьте бдительны, если прибор покажет 0,25 промилле. Все дело в том, что его погрешность составляет ± 0,05 промилле. И не дуйте в прибор, если температура на улице ниже -5 градусов. Она находится за пределами допустимой температуры эксплуатации.

Вы не доверяете специальным техническим средствам или не согласны с показаниями алкотестера – милости просим в медицинское учреждение. Правда, если врач-нарколог или фельдшер сговаривается с гаишниками, то тут ничего не спасает. Это самая опасная ситуация. Защитить в ней могло бы только одно – знание методологии, если хотите правил проведения медицинского осмотра. Однако новая инструкция содержит такую методологию, что даже убежденные трезвенники и язвенники могут попасть в разряд заядлых алкоголиков. И вот почему…

В самой Инструкции методологии проверки нет. Она "затаилась" в приложении с номером два, под названием "Акт медицинского осмотра…", который заполняется врачом единоручно, в единственном экземпляре, не является документом строгой отчетности, на руки водителю не выдается, а посему исключает возможность дальнейшего его обжалования.

На основании чего же врач будет делать свое заключение? Читаем внимательно все пункты Акта медосмотра.

Первое на что врач обратит внимание и обязательно отразит в соответствующей графе Акта – внешний вид обследуемой личности. Обратите внимание, что с момента доставки водителя в медицинское учреждение, он перестает быть гражданином и становится личностью, у которой в отличие от гражданина отсутствуют какие-либо права. Ведь именно такой термин в отношении водителя применяется в Акте – "личность".

После внешнего осмотра личности врач-нарколог, взвалив на себя функции психолога, обратит внимание на ее поведение и подчеркнет нужное в Акте: адекватное, напряженное, замкнутое, раздраженное, возбужденное, агрессивное, эйфоричное, говорливое, неустойчивое, вялое или заторможенное. Затем последует проверка ориентации на местности, во времени и собственной индивидуальности. Далее врач-нарколог, смело взявшись за функции врача-логопеда, проверит речевые способности личности. Исполнит он и функции терапевта, потому что ему предстоит проверить вегетативно-сосудистые реакции личности, характер ее дыхания, измерить пульс и артериальное давление, оценить состояние зрачков, амплитуду дрожания век, языка. пальцев рук, дать оценку характеру походки. В конце теста врач поставит личность в типично наркологическую позу Ромберга (положение стоя со сдвинутыми ногами, с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками), задаст вопрос о последней дате употребления алкоголя и крепко вдохнет воздух, пытаясь учуять – есть ли у личности запах алкоголя изо рта.

На этом врачебные манипуляции с личностью не заканчиваются. После выполнения комплекса физических упражнений врач-нарколог возьмет у личности пробу биологической среды в виде мочи, слюны, крови, мазка с поверхности губ или кожи лица, тут же приступит к ее лабораторному исследованию.

Все оцененное, унюханное, исследованное врачом будет отражено в Акте, который и послужит основанием для написания "Вывода о результатах медицинского осмотра…". Подробности обследования в этом документе не излагаются. Здесь отражаются лишь данные о личности, ФИО инспектора ГАИ, врача и два варианта конечного приговора: пьян или не пьян. Копию вывода торжественно вручают водителю, ой извините - личности, потому что у нее даже не спросят – согласна ли она с результатами медицинского осмотра или нет.

Вот вам и вся методология. Ее содержание вмещается всего лишь на трех листах. Для сравнения скажем – российский аналог под названием "Основные принципы поведения медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения" размещается на тринадцати листах и дает абсолютно четкие рекомендации врачу по всем видам тестирования водителей.

Что может сделать водитель в случае несогласия с результатами медицинского осмотра?

Первое – воспользоваться своим конституционным правом и еще до начала медицинского обследования потребовать присутствия адвоката или иного лица, способного оказать юридическую помощь. Вряд ли такое заявление понравится инспектору ГАИ, к чему здесь посторонние лица? Однако в присутствии такого лица заинтересован сам водитель, поскольку он получает свидетеля для обжалования в суде результатов медицинского осмотра.

Второе – воспользоваться своим законным правом и обжаловать вывод врача. Но, как и с чем? На руках водителя остается лишь вывод врача, в котором даже не отражен номер Акта медосмотра - основного документа, на основании которого и был сделан сам вывод. Да, есть еще пробирка с биологической пробой. Но она тоже хранится у врача на протяжении 90 дней, на случай обжалования. И где гарантии, что в случае обжалования результатов медицинского обследования, сам Акт не будет переписан заново, а содержимое пробирки не будет заменено?

Третье - проведение альтернативного обследования в ином медицинском учреждении, при отсутствии субъекта "договоренности" с врачом, а именно – инспектора ГАИ.

© Владимир Караваев, автор книги "100 аргументов против штрафов ГАИ"