В Украине новый гаджет компании Apple может ожидать такая же судьба, как и iPhone, – ажиотажный спрос и отсутствие легальных поставок
27 января в Сан-Франциско основатель компании Apple Стив Джобс представил общественности iPad – по сути все тот же iPhone, только выросший по размерам и возможностям до планшетного компьютера. Украинские поклонники гаджетов, как и любители электроники в других странах, теперь бурно обсуждают в интернете перспективы этого аппарата.
По осени считают
Запустить продажи нового устройства в американских магазинах Apple обещает в конце марта. iPad, поддерживающий 3G, появится в продаже еще через месяц. Но когда планшеты начнут поставлять в Украину, и будут ли вообще, компания не сообщает. Отечественные фанаты Apple должны быть готовы к тому, что iPad попадет в Украину гораздо позже, чем на прилавки Лос-Анджелеса или Хьюстона. По мнению экспертов Фокуса, первые скудные официальные партии iPad в нашу страну поступят не раньше мая-июня. Объяснение простое: производитель вначале будет насыщать более богатые и динамичные рынки, тогда как Украина всегда имела очень скромную квоту на поставки продукции. Поэтому "яблочных" планшетов в достаточном для нашего рынка количестве продавцы ожидают только осенью.
Как известно, американская компания традиционно не балует Украину своими новинками. Они попадают к нам после того, как стихнет ажиотаж в развитых странах Америки, Европы и Азии. Некоторая продукция Apple для украинцев и вовсе остается недоступной. К примеру, сотовые телефоны iPhone официально так и не продаются в Украине – желающие ими обзавестись вынуждены обращаться к нелегальным поставщикам.
Ни одному украинскому оператору мобильной связи так и не удалось договориться с Apple об официальных продажах iPhone на территории страны. Однако рынок заполнили контрабандные аппараты, а их владельцам иногда приходится разбираться в хитростях программного взлома, чтобы загружать на iPhone разнообразные приложения, музыку и фильмы.
В результате продукция Apple имеет очень скромную долю на нашем рынке. По данным компании Unitrade Group (сети магазинов электроники City.com, Unitrade), самую прочную позицию – около 5% продаж – Apple занимает на рынке mp3-плееров. В остальных товарных группах доля компании – менее 1%. И все-таки в Украине много фанатов марки.
"Поклонники Apple готовы платить не столько за бренд, сколько за удобство пользования, за высокую надежность, – объясняет Артур Оруджалиев, руководитель украинского онлайн-издания prostomac.com, посвященного Apple. – Но если бы Apple активнее занималась нашим рынком, то здесь ее потребителей было бы больше".
Даже если в официальных магазинах iPad можно будет увидеть не скоро, фанаты Apple смогут найти их на "сером" рынке. "Подобно iPhone, первые "планшеты" украинцы смогут купить уже через неделю-две после их появления в американских магазинах", – предполагает директор магазина iLand Юрий Власюк.
Вопрос цены
Самый интригующий вопрос – стоимость новой игрушки в разных странах – в компании Apple не комментируют. Хотя Стив Джобс обещал, что стартовая цена за самую простую модель iPad без функции 3G составит $499. "Apple не обсуждает вопросы бизнеса, к которым относится ценообразование. Сроки появления продукта iPad в других странах, кроме США, Apple официально пока не объявляла. Информация по конкретным странам и авторизованным реселлерам появится позднее", – это все, что ответил на запрос Фокуса представитель Apple в России Сергей Исааков. К слову, в Украине нет официального представительства Apple – его миссию частично исполняет авторизованный дистрибьютор ERC.
Впрочем, эксперты уже подсчитали, сколько же украинцы переплатят за iPad. По оценке Юрия Власюка, нелегальные аппараты будут стоить на 20% дороже официальных, но в случае ажиотажа наценка может составить и до 40%. "Официальный iPad будет в Украине чрезмерно дорогим. Но, по нашим оценкам, "серые" устройства обойдутся приблизительно в $550–600", – говорит директор продакт-центра Asus в Украине Евгений Севериновский. Он скептически относится к успеху iPad, особенно в нашей стране. "Для пользования интернетом есть более функциональные и универсальные нетбуки, для чтения – более дешевые, легкие и компактные электронные книги, а фильмы удобнее смотреть, если дома – то с помощью телевизора, а в поездках – того же ноутбука или нетбука", – объясняет он.
По мнению Севериновского, среди всего множества новых устройств iPad имеет шанс на выживание. Планшет займет свою небольшую нишу, и его основными пользователями станут любители гаджетов и дети. "На Западе многие будут покупать iPad, чтобы занять ребенка интернетом или игрой, пока родители используют основной компьютер", – пророчит Севериновский.
Сейчас продажи планшетных ПК носят единичный характер. Но такой продукт достаточно интересен для потребителя и имеет хорошие перспективы, считает президент Unitrade Group Владимир Колодюк. "Если на рынок данных устройств выйдут прочие производители компьютерной техники, а стоимость снизится до $500–600, можно ожидать активных продаж, как это было с нетбуками", – говорит он.
Производители электроники уже давно пытаются вывести на рынок похожие аппараты. Например, Nokia пробует покорить рынок с помощью своего КПК (на этот раз – N900). Компьютерные компании выпускают трансформируемые нетбуки, которые благодаря поддержке технологии multitouch превращаются в аналог iPad, но более функциональный. Эксперты уверяют: если iPad станет популярным, то конкуренты Apple не замедлят скопировать устройство.
Виталий Жданов, Фокус