Разделы
Материалы

Деньги на хохот

Улыбка зрителя или слушателя имеет конкретную цену в твердой валюте. Например, артист уровня Максима Галкина, веселя народ, может за час «поднять» больше 100 тыс. евро

Давно прошли времена, когда юмористические передачи были просто развлечением для души или средством идеологической борьбы с совет­ским режимом. Например, старый добрый КВН, который в свое время закрывали из-за неблагонадежности, превратился в мощную корпорацию смеха. Украинские журналисты как-то подсчитали, что доход АМиКа — "Александра Маслякова и компании" — составляет более $1,2 млн. в год. Многие известные еще во времена СССР артисты эстрады — Михаил Задорнов, Михаил Жванецкий, Евгений Петросян — уже давно перешли на коммерческие рельсы. Их гонорары за выступления достигают нескольких десятков тысяч долларов. А Петросян и вовсе начал продюсировать телевизионный театр "Кривое зеркало", конкурируя с известным уже 16 лет "Аншлагом". Налицо все признаки отраслевого рынка.

Главное мерило популярности юмористов сегодня — телевидение. Благодаря стабильно высоким рейтингам, "телевизионная смехотерапия" приносит телеканалам ощутимую прибыль от рекламы. К примеру, по данным компании "Видео Интернешнл-Приоритет", трансляция 30-секундного рекламного ролика в "Веселом вечере Аншлага" или в "Кривом зеркале" на канале "1+1" в марте стоила $8,4 тыс.

Но если "аксакалам" юмора в начале 90-х приходилось перестраиваться на бизнес-интересы, то высокие заработки — изначальная цель новых юмористических проектов. Причем своим существованием новички зачастую обязаны именно раскрученным телепередачам.

Гнездо КиВиНа
Не секрет, что АМиК стал империей смеха во многом благодаря довольно жестким правилам, несоблюдение которых каралось отлучением непослушных от клуба.

— Негласная политика КВН всегда запрещала игрокам принимать участие в других проектах. Появление членов КВН где-либо еще вело, как правило, к скандалу. Тогда полетела не одна голова, — вспоминает бывшая кавээнщица, а ныне продакшн-директор телеканала "Интер" Наталья Джунь. Кстати, в свое время команду "95-й квартал" выгнали из АМиКа за непослушание. А сегодня "Студия Квартал 95", которая работает с телеканалом "Интер", сама делает много весьма успешных проектов.

Наиболее популярные детища студии — программы "Вечерний квартал" и "Бойцовский клуб".

— С телеканалом "Интер" у нас подписан договор, мы также являемся эксклюзивными лицами канала, — рассказывает Фокусу административный директор "Студии Квартал 95" Елена Кравец.
По ее словам, это просто финансовые отношения, поскольку студия — отдельная организация, которая по заказу телеканала готовит передачи.

— Мы полностью делаем шоу, канал его только снимает. Вся подготовка, сценарий, тексты шуток и номеров, вся творческая часть лежит на нас, — подчеркивает г-жа Кравец. — Доходы же зависят от рейтинга программы.

Другие выходцы из КВН также по-прежнему держатся вместе, продолжая работать в новых проектах. Популярный ныне Comedy Club создали члены команды КВН "Новые армяне", увидев пять лет назад в США разговорный клубный жанр stand up comedy. В центр сцены небольшого клуба выходят артисты и произносят монологи на абсолютно разные темы. При этом шоу проходит живо и динамично, публика может задавать артистам каверзные вопросы. Грамотный коммерческий подход позволил превратить Comedy Club в транснациональную корпорацию юмора, годовой оборот которой, как утверждают российские журналисты, превысил $10 млн. Это пока еще не АМиК, но для начала тоже неплохо: резиденты Comedy уже вошли в список "Самых обеспеченных звезд спорта и шоу-бизнеса" по версии журнала Forbes.

"Comedy Club Украина" искушенным зрителям кажется несколько проще своего российского собрата. Тем не менее, этот проект достаточно быстро набрал популярность.

— На телеканале "Интер" он шел достаточно успешно. Сравнивать его с российским Comedy Club нельзя, поскольку тот идет на "Новом канале", у которого совсем другой количественный и качественный охват аудитории, — полагает Наталия Джунь.

Кстати, с 30 марта "Comedy Club Украина" будет выходить на телеканале "1+1". Рекламная компания "Приоритет" прогнозирует достаточно высокий рейтинг этой программы: соответственно, реклама в ней также будет стоить недешево — около $1900 за полминуты.

Ближе к зрителю
Впрочем, телевидение для юмористических артистов — не основной источник дохода. В первую очередь это средство пиара. Как только юморист начинает реже мелькать на телеэкране, его гонорары падают.

— Основные деньги зарабатываются на гастролях, на так называемых "корпоративах", event"ах. Два-три удачных эфира на общенациональном канале — уже можно повышать гонорар и бытовой райдер (условия организации выступления) до серьезного уровня, т.е. до десятков тысяч долларов, — говорит г-жа Джунь.

Чем лучше и качественнее артист представлен на телевидении, тем выше популярность, соглашается админдиректор "Студии Квартал 95" Елена Кравец.

— Быть может, в последнее время мы отошли от тех слоев населения, которые ранее могли себе позволить недорогую вечеринку с нашим участием. Когда-то мы стоили не очень дорого, только начинали свою карьеру, учились. А сейчас приходится работать очень много, часто без выходных, — рассказывает г-жа Кравец.

По ее словам, размер гонорара зависит от объема работы, возможностей и потребностей заказчика. Это может быть, к примеру, часовая развлекательная программа, составленная из лучших номеров, или же ведение вечера актерами "Вечернего квартала". Также артисты могут предложить написание сценария вечеринки, организацию всего праздника "под ключ", режиссуру, звуковую аппаратуру, сцену — в зависимости от требований и бюджета.

Стоимость развлечения обычно оговаривается индивидуально. Из неофициальных источников известно, что "корпоративное" выступление "95 квартала" обходится примерно в $10-15 тыс. Работа артистов российского Comedy Club на частной вечеринке стоит до $35 тыс., а иногда даже дороже. Украинский Comedy Club — дешевле, поскольку его популярность уступает российскому проекту.

Эксклюзивно пригласить известных артистов сегодня тоже можно без проблем, были бы деньги. К примеру, на одном из "закрытых" концертов Максим Галкин заработал за час 120 тыс. евро. Правда, это было в предновогодние дни, когда цены взлетают в 1,5-3 раза.

Как рассказали Фокусу в одном из киевских агентств, которое занимается организацией гастролей артистов разговорного жанра, — еще лет пять назад принимались заказы на участие юмористов в корпоративных праздниках. Но теперь практически каждый артист имеет свой сайт, где указаны его контакты. Поэтому такие заказы сейчас делают либо event-агентства, профессионально занимающиеся организацией досуга своих клиентов, или же напрямую договариваются сами заказчики.

В проведении обычных гастролей юмористов практически ничего не изменилось.

— Сегодня полные залы собирают трое — Задорнов, Жванецкий и Галкин, от цены билетов это не зависит, — поделился с Фокусом представитель гастрольного агентства, попросивший не указывать его имени. По его словам, размер гонораров артистов за последний год практически не менялся. Но билеты дорожают из-за повышения стоимости аренды залов и увеличения других расходов.

Эксклюзивные "приколы"
Обычными концертами украинского потребителя юмора уже не удивишь. В моду входят оригинальные услуги — ведь изменилась сама психология заказчиков.

— Если раньше достаточно было накрыть небольшой стол и выпить шампанского из пластиковых стаканчиков, то сегодня организация для укрепления корпоративного духа должна уже чем-то приятно удивлять, — отметил в разговоре с Фокусом генеральный директор компании Diva Production Дмитрий Чекалкин. Например, его фирма принимает заказы на "корпоративные" фильмы, где может быть до 100 персонажей: как рисованные мульты, так и переозвученная киноклассика, нарезка из фильмов (как в популярной "Операции Проффесор", которую тоже создавали специалисты Diva). Или — даже спецвыпуск новостей, в которых дикторы рассказывают о компании, а комментарии политиков посвящены какой-то дате, интересующей заказчика. Такие заказы, по словам г-на Чекалкина, уже исчисляются сотнями. А подобные фильмы становятся для компаний частью корпоративной культуры, их тиражируют, дарят сотрудникам к праздникам.

Оригинальным образом можно отметить и событие в жизни человека. Например, подарить фильм на свадьбу. Именно такой презент получил к своей свадьбе руководитель одной крупной украинской телекоммуникационной компании: в главных ролях оказались и он со своей избранницей, и часть гостей, о которых сообщили перед изготовлением этой ленты. Просмотр фильма, естественно, стал кульминацией свадьбы, а гости долго хохотали, особенно когда речь шла о них самих. Обойдется такой подарок в $3-4 тыс., то есть дешевле, чем приглашение "звезды". А вот приятные эмоции останутся гораздо дольше — именно их и стоит коллекционировать, убежден Дмитрий Чекалкин.

У людей обеспеченных свои причуды. Так, ко дню рождения одного из совладельцев группы "Приват" Геннадия Боголюбова был издан 100-страничный глянцевый журнал Gennady с эксклюзивными текстами — от смешного кроссворда до репортажей и анекдотов, а также с уникальными фотографиями из жизни юбиляра и его друзей. Над ним почти три недели трудилось около 20 человек, правда и обошелся такой подарок недешево: более $10 тыс., из которых 80 % — плата авторам. Зато это был суперэкслюзив. Чаще заказывают обычный популярный журнал, где на обложке вместо какой-нибудь известной топ?модели красуется фото именинницы — естественно, речь идет не о всем тираже, а лишь о нескольких экземплярах. Как утверждает Чекалкин, его услугами пользуются даже состоятельные россияне, поскольку у северных соседей "с подобными услугами напряженка".

С помощью известных авторов из "Клуба Голохвастова" — Яна Таксюра и Александра Володарского — изготавливаются и веселые газетные спецвыпуски. Ну а самый простой способ подарить хорошее настроение — заказать телефонный розыгрыш с трансляцией по радио. Эта достаточно популярная (бывает по 10-15 человек в день) и недорогая услуга: стоит она $30.

Печатное слово
Еще 10-15 лет назад самым массовым юмором считались анекдоты, которые передавались из уст в уста. Потом на этом начали делать бизнес, выпуская целые тематические сборники. Но времена меняются: популярные в период развала Союза сборники шуток и анекдотов уходят в историю. Ведь шутки на все случаи жизни вместе с веселыми картинками сегодня широко представлены в Интернете, причем зачастую — бесплатно. Правда, бывают и исключения.

— Наши новые книги "1000 прикольных SMS", выпущенная тиражом 31000 экземпляров, и "Полная энциклопедия SMS" с тиражом 23000 экземпляров, пользуются сумасшедшим спросом. Они очень хорошо продаются как в Украине, так и в России, — говорит Фокусу руководитель киевского представительства издательства "Фолио" Наталья Бондаренко. — Но сегодня подобное — скорее исключение, чем правило.

Во многом нынешний юмор — это привет из эпохи СССР. И артистам, известным еще с того времени, украинцы готовы платить гораздо больше, чем за юмор "местного разлива". Отечественные мастера оригинального жанра готовы бороться с "мэтрами" за телепространство. Например, 1 апреля на Первом Национальном стартует новая юмористическая передача "Спотикач". Ее создатели намерены продвигать украинский народный юмор. Впрочем, эксперты сомневаются, что этот проект сможет составить реальную конкуренцию мощной российской индустрии смеха.