Разделы
Материалы

Никто и не заметит

Всеволод Речицкий, конституционный эксперт Харьковской правозащитной группы


– Как стало возможным довести размеры ежемесячных выплат некоторым пенсионерам до 20 тыс. грн.?
– По неофициальным данным, базовая зарплата судьи Конституционного Суда (КСУ) составляет сегодня около 30 тыс. грн. в месяц. Как говорят некоторые народные депутаты, со всеми надбавками руководители Верховного Суда и КСУ в лучшие времена получали более 50 тыс. грн. в месяц. Когда конституционные судьи заканчивают свой девятилетний срок полномочий, они переходят на так называемое государственное обеспечение – это как бы квазипенсия, составляющая, согласно статье 29 закона "О Конституционном суде Украины", 80% от зарплаты действующего судьи. Я интересовался у знакомых членов КС по поводу их зарплат и пенсий, но прямого ответа так ни разу и не получил. В свое время академик Академии правовых наук Юрий Тодыка не смог получить аналогичную информацию даже от своих друзей из состава конституционных судей.

– Откуда такая секретность?
– Насколько мне известно, она ничем на законодательном уровне не гарантируется. У нас нет законодательства (разве что какой-нибудь секретный указ), которое бы относило подобную информацию к числу закрытой. Американское законодательство – закон 1966 г. "О свободе информации" напрямую обязывает открывать высшие должностные оклады: их можно найти в Интернете. Согласно решениям Еврокомиссии и Европейского суда по правам человека в странах ЕС зарплаты VIP-персон также публичны. А у нас даже после Оранжевой революции зарплата членам Кабинета Министров повышалась в закрытом режиме – соответствующий документ имел гриф ограниченного доступа ("не для друку" – Фокус).

– Кроме судей, кто еще в нашей стране является VIP-пенсионерами?
– Да те же народные депутаты. Сейчас парламентарий получает ежемесячную зарплату в $4 тыс. К 7 тыс. грн. базовой ставки идет доплата за секретность, за ранг, за стаж и т.д. В итоге получается примерно 20 тыс. грн. Пенсия же составляет 80-90% от этой суммы. кроме того, по окончании срока депутатских полномочий парламентарии получают еще один годовой оклад. В момент выхода на пенсию они снова получают годовой оклад. То есть, даже если не считать сами суммы пенсионных выплат, зарплата депутата плюс материальная и финансовая помощь – дают в сумме около $350 тыс. Со мной на кафедре работает бывший народный депутат, профессор Борис Ольховский, который говорил, что его пенсия равна примерно 17-18 тыс. грн. Правда, недавно все пенсии ограничили до 10 тыс. Я спрашивал коллегу – да, говорит, пока 10 тыс. грн. платят. Но VIP-пенсионеры лелеют надежды, что все рано или поздно вернется на круги своя.

– Думаете, ограничение максимального размера пенсий со временем снимут?
– В принципе, все можно вернуть. И сделать это незаметно: скажем, в связи с улучшившимся бюджетным положением отменить какую-то статью или ее часть даже без формулировки, просто – в новой редакции. Никто и не заметит.