Разделы
Материалы

Возвращенец

Президент Литвы Валдас Адамкус называет себя «адвокатом Украины» — в 2004 г. он помогал нашим политикам выйти из избирательного кризиса, как многие государственные лидеры стран Восточной Европы, — способствует евроинтеграционным стремлениям Украины. О том, что не так страшен НАТО, о президентских буднях и уик-эндах бывший политэмигрант и дважды глава государства рассказал Фокусу    

Валдас Адамкус

3 ноября 1926 г1944 г.1949 г.1960 г.В начале 80-хС 1972 гВ 1993 г.,1996 г.1998 г.В 2002 г2004 г.

В Литве, как и в любой другой стране, считается модным критиковать заявления правительства или решения парламента, но в адрес президента Валдаса Адамкуса чаще всего можно услышать пронизанные уважением комментарии. Он более сорока лет прожил в Америке, потом вернулся на родину.

"Наш президент долго жил на Западе, а сейчас он вернулся и работает на благо страны, отдает ей свой долг — говорит админи­стратор одного из вильнюсских отелей. Адамкусу благодарны за то, что он подготовил почву для вступления Литвы в НАТО и ЕС, а также за то, что это вступление прошло безболезненно. Адамкус практикует традиции открытости и прозрачности как в руководстве страной, так и в общении с прессой. Несмотря на плотный рабочий график, президент нашел время для эксклюзивного интервью еженедельнику Фокус.

— Господин Адамкус, вы встречались с двумя главами Ураины — с Леонидом Кучмой и Виктором Ющенко. Есть ли между ними что-то общее, кроме должности?
— (Смеется) Должность у них одна, но люди они разные. Между ними, безусловно, есть одна общая черта — они служат Украине, ее независимости, суверенности, они хотят видеть Украину в ЕС, НATO, и это добавляет оптимизма. Кучма и Ющенко исповедовали разные подходы к управлению страной, государственными структурами, каждый по-своему проявлял себя во внутренней политике, но все же они оба проевропейски настроены, и я надеюсь, что в Украине появится больше новых политических лидеров, которые поддержат этот курс.

— С кем из украинских политиков вы поддерживаете не только рабочие, но и дружеские контакты?

— Со многими я встречался в 2004-м, тогда были очень тяжелые переговоры… Я встречался с Президентом Ющенко, с бывшим министром иностранных дел Борисом Тарасюком, со спикером Верховной Рады Александром Морозом, с Юлией Тимошенко, с премьер-министром Виктором Януковичем. Контакты с ними я поддерживаю и по сей день. Я, пожалуй, не могу сказать, что поддерживаю с ними тесные дружеские отношения, но мы постоянно в контакте. Я уважаю их взгляды, различные подходы к управлению страной и надеюсь, они все-таки смогут привести свои цели и идеалы к общему знаменателю.

— Между балтийскими странами и Украиной (а также Россией) есть одно большое различие — количество миллионеров. Почему никто не слышит о литовских миллионерах и миллиардерах? Они есть?

— (Смеется) Да, в Литве их действительно сложно найти. У нас есть богатые люди, но они не претендуют на публичность, не хотят становиться "знаменитостями". И к тому же они не такие богатые, как представители вышеупомянутых стран. У них нет миллиардных активов.

— Вы неоднократно заявляли о том, что Литва и Украина имеют достаточно много точек соприкосновения для экономического сотрудничества. Назовите, пожалуйста, самые успешные примеры такого сотрудничества за последние 2 года.

— Позвольте сказать, что приезжая в каждую страну, я, прежде всего, интересуюсь новыми рынками, возможностями выхода на них. Уверяю, литовский бизнес очень заинтересован в украинском рынке. Одним из приоритетных проектов, который мы ведем – это торговый коридор VIKING, соединяющий Черное и Балтийское моря. Торговый оборот между нашими странами тоже вселяет оптимизм – за последний год он увеличился на четверть по сравнению с предыдущим годом. Если говорить языком цифр, то в 2006-м он увеличился на 2 миллиарда литов ($772 млн.). Возможно, для Украины с населением в 45 миллионов эта цифра не покажется такой внушительной, но для Литвы это много. И я думаю, это только начало. Некоторые литовские компании, например, Maxima, которая занимается торговлей продуктами, собирается открыть в Украине ряд больших магазинов. Некоторые компании уже активно функционируют на украинском рынке, всех даже не упомнишь.


— Недавно вы поднимали вопрос о сотрудничестве Литвы, Украины и Беларуси в энергетической сфере с целью снизить зависимость от российских энергоресурсов. Эта идея воплотилась в конкретные шаги?

— Посмотрим правде в лицо: все эти страны зависят от российских энергоресурсов. И вы прекрасно видите, что одним поднимают цены, другим прекращают поставки энергоносителей. Происходит это по разным причинам — либо по финансовым, либо по политическим. Поэтому мое заявление было предельно четким: мы должны сотрудничать всеми возможными способами, поскольку конфронтация не приведет к желаемому результату. Россия — активный игрок на мировом рынке, она определенно заинтересована в конструктивном диалоге с соседями. Украина, Литва, Беларусь, которые в той или иной мере зависимы от России, должны сотрудничать, но это сотрудничество ни в коем случае не должно превратиться в альянс против России.

— Какие энергетические проекты вы предлагали?

— В первую очередь я считаю, необходимо искать альтернативные пути поставки энергоресурсов. Литва — транзитное государство, через нее проходят энергетические маршруты и, таким образом, мы можем обеспечить Беларусь. Но это совсем не значит, что Литва поддерживает режим президента Александра Лукашенко. Мы сейчас говорим о том, как помочь простым белорусам. Мы должны работать так, чтобы обеспечить наши национальные экономики всем необходимым для нормального функционирования, придерживаться демократических принципов и избегать конфронтации с Россией. Москва сама от этого только выиграет, поскольку ей нужны рынки. Зачем вам источники нефти и газа, если вы не можете этот газ и нефть продать?

— Евросоюз одобрил план подобного сотрудничества?

— Я бы сказал, да. Сейчас все указывает на то, что ЕС заинтересован в расширении своих рынков на восток, даже в те страны, которые не являются его членами. И я, со своей стороны, могу сказать, что предыдущий украинский президент Леонид Кучма, и нынешний – Виктор Ющенко – четко обозначили европейскую перспективу для Украины. Украина хочет быть в Евросоюзе, и Брюссель видит определенные сигналы того, что украинцы готовы присоединиться к ЕС, пройти через все необходимые реформы и стать полноправным членом европейского сообщества.

— А готов ли к этому Европейский Союз?

— Думаю, да. Может, не на все 100%, но сейчас атмосфера более благоприятна для Украины, чем была, скажем, лет пять назад.

— В мае 2004-го Литва присоединилась к ЕС. Какой самый позитивный результат принесло членство в этой структуре?

— Скажем так: не все можно измерить в долларах или в товарах. Я считаю достижением тот психологический прорыв, который произошел среди стран Западной Европы по отношению к Литве. Нас приняли в это сообщество. У нас появилась возможность совместно определять будущее объединенной Европы. Все страны — и большие, и маленькие имеют право голоса. Кроме того, мы стали частью огромной рыночной экономики. Сейчас мы не разделяем наших торговых партнеров по габаритам, мы имеем дело с 450-миллионным населением ЕС. А для бизнеса это играет важную роль. И в итоге мы получили возможность свободного передвижения по Европе.

— Есть ли разочарования?

— Нет, я не могу сказать, что мы чем-то недовольны.

— Вы только что поделились своим видением перспектив Украины в ЕС, а как насчет НATO? Литва ведь поддерживает продвижение туда Украины…

— Как вы прекрасно знаете, я был одним из "адвокатов" вступления Украины в НATO. Это нелегкий путь, даже Литва прошла через определенные сложности. Альянс сейчас очень позитивно настроен к Украине, и я осмелюсь сказать, что этот курс был проложен еще президентом Кучмой, а продолжает его президент Ющенко. Возможно, сейчас многие украинцы не имеют четкого представления о НATO… Определенно, сегодня он отличается от того военного блока, который был создан после Второй мировой войны. Сейчас Альянс работает на поддержку безопасности и на предотвращение возможных конфликтов. Украинцы должны об этом знать. Литва уже несколько лет является членом НATO, и я могу с уверенностью сказать, что все решения, которые принимает Альянс, и все его дальнейшие действия дают ощущение защищенности. Страна не чувствует себя одинокой, она — часть международного сообщества. И люди это понимают.

— Что бы вы сказали тем украинцам, которые говорят: "Мы не хотим, чтобы наши солдаты гибли на чужой войне"?

— Я не принимаю такого рода аргументы. Да, на сегодняшний день Альянс вовлечен в военные операции, но не думаю, что это надолго. НATO выполняет защитную функцию, и, я уверяю вас, никто не хочет губить человеческие жизни в горячих точках. На данный момент Литва не потеряла ни одного человека ни в Афганистане, ни в Ираке. Надеюсь, так будет и дальше. Мне горько говорить это, но ежедневно в автомобильных катастрофах в Литве гибнет намного больше людей, чем при любой военной операции. И я не считаю, что следует отказываться от самой идеи коллективной безопасности только потому, что иногда имеют место инциденты.

— Большинство людей знает, как проходят рабочие будни главы государства: внутриполитические дела, встречи, зарубежные визиты. А как выглядит выходной день Валдаса Адамкуса?

— Мне кажется, что все президенты исполняют приблизительно одинаковые функции, а разница между ними состоит в том, как они проводят свободное время. Когда у меня появляется свободная минутка, я стараюсь выходить на природу. Люблю гулять в лесу при хорошей погоде, наслаждаться природой и спокойной атмосферой вокруг. Всегда у меня с собой книга — я много читаю на литовском языке и на английском. Люблю мемуары известных политиков, произведения классической литературы и современников.