Лыжная демократия
Все больше соотечественников предпочитают зимой отправляться на горнолыжные курорты — за адреналином, озоном и загаром. Это паломничество не в силах остановить ни дороговизна отдыха в горах, ни даже немыслимое для сезона потепление
Как многие приятные и ныне абсолютно непрактичные занятия, горные лыжи возникли из насущной необходимости.
В старину отчаянные норвежские горцы для быстрого спуска в долины использовали пару досок с загнутыми носами и одну-единственную, похожую на весло, палку, при помощи которой рулили. Из норвежского языка пришло и слово, означающее длинный извилистый след, оставленный лыжами на снежном склоне. Сегодня его знают все: slalam. Одной из первых слаломисток была неистовая богиня-охотница Скади, героиня "Младшей Эдды" из скандинавской мифологии. Смертные викинги старались от нее не отставать. По всей видимости, их и нужно благодарить за нынешнее увлечение миллионов.
Спасение мира
Примерно в середине сороковых годов позапрошлого века плотник и лыжный мастер Сондре Аверсен по прозвищу Норхейм, живший в южной норвежской провинции Телемарк, начал экспериментировать со своими изделиями — и в мастерской, и на склонах. Особое значение он придавал технике поворотов на скорости. Словом "телемарк" еще при жизни Норхейма начали называть особый способ спуска и поворотов, когда одна нога чуть выставлена вперед. Термин "христиания" (по тогдашнему имени норвежской столицы) тоже превратился в общеизвестный. Так и теперь иногда называют способ поворота, при котором лыжи параллельны и их носы вровень друг с другом. В горных лыжах эти моменты — ключевые.
В 1868 г. Норхейм стал победителем в первых горнолыжных соревнованиях, устроенных на его родине. Вслед за этим в Европе начали появляться горнолыжные школы. А в конце XIX в. свет увидел трактат, посвященный горным лыжам, который написал норвежец Фритьоф Нансен, великий покоритель Севера и безоговорочный авторитет для романтиков всех времен.
Возможно, лыжам человечество обязано своим существованием. Известно, что нацисты устроили в оккупированной Норвегии (в районе плато Хардангервидд) завод по производству тяжелой воды, чтобы создать атомное оружие. Группа подпольщиков из норвежского сопротивления, совершив внезапный стремительный горнолыжный спуск с плато, ворвалась на склад, перебила охрану и взорвала резервуары. Гитлер так и не получил атомную бомбу.
Адреналиновая романтика
В СССР, стране с населением в 250 млн. человек и множеством районов, где природа благоволит к горнолыжникам, качественным инвентарем для скоростного спуска могли обзавестись немногие. Разве что советские спортсмены (которые никогда не блистали успехами в горнолыжном спорте), дипломаты, космонавты, партийные бонзы, функционеры от спорта и туризма, да еще горстка не принадлежащих к сливкам общества энтузиастов. Остальные съезжали с невысоких горок на беговых лыжах — по двенадцать рублей за пару.
В 1991 г. "железный занавес" пал. Заграница приблизилась, уже ничто не мешало приобщиться к первоклассному горнолыжному отдыху. Еще в середине девяностых соотечественники воспринимали его как экзотику. Однако в новом тысячелетии побывать на горнолыжном курорте в состоянии любой представитель "среднего класса". Если не на заграничном, то на нашем, карпатском, наверняка.
Лыжи стали демократичнее. Об этом говорит и тот факт, что увлечение ими объединяет и главу страны, и студентов провинциального вуза. И правда: лыжи — не винтажные авто. Их у нас может позволить себе почти каждый. Виктор Ющенко впервые встал на горные лыжи еще премьер-министром. И с тех пор считает спуск с заснеженных гор едва ли не главным своим хобби. Ну, кроме бортничества. Еще из наших политиков промчатся с ветерком любят Евгений Червоненко, Андрей Клюев, Валерий Хорошковский.
Где мы отдыхаем
— Последнее время я предпочитаю отдыхать в Австрии, на горнолыжном курорте Ишгль — рассказывает Андрей Мудриевский, киевский предприниматель, — Рядом с ним швейцарский курорт Замнаун, с которым отличное сообщение. Условия там великолепные. Ездим мы туда с женой на машине, так путешествовать гораздо удобнее. Две недели отдыха в Альпах обходятся нам примерно в 1000 евро, из которых порядка трехсот евро идет на оплату подъемников. Остальных денег хватает и на мотели, и попить хорошего пива, и купить сувениры. Если лететь на самолете, то к этой сумме нужно прибавить еще € 600. Этой зимой мы с удовольствием поедем туда снова.
О том, что в стране наступил горнолыжный бум, свидетельствует статистика. По данным Госслужбы туризма и курортов, внутренних туристов в этом зимнем сезоне — в 1,6 раз больше, чем отправляющихся за рубеж. В прошлом году в Ивано-Франковской области отдыхали 29 тыс. украинцев. Для сравнения: в Крыму за это же время — 14 тыс. Едут к нам и иностранцы. Впрочем, зимой они предпочитают Крым: на полуострове было 7,6 тыс. гостей, в Ивано-Франковской области — 5,8 тыс., и во Львовской — 3 тыс.
Популярность отечественных лыжных курортов объяснима: они дешевле зарубежных, да и нет нужды заботиться о визах. Те же, кто предпочитает зимний отдых за границей, обычно выбирают Европу. Как рассказала Фокусу PR-менеджер туристической компании "САМ" Татьяна Шестопалова, наибольшим спросом среди украинцев пользуются курорты Словакии. Сейчас здесь хорошо развита инфраструктура, а цены в Татрах, по сравнению с Альпами, значительно ниже. Новые курорты появляются в Турции и Болгарии, предлагая горнолыжный отдых по вполне демократичным ценам.
—Сам по себе горнолыжный отдых весьма затратный. Неудивительно, что туристы используют любую возможность удешевления поездки. Например, среди горных курортов не очень популярна Швеция: туда нет чартерных рейсов, авиабилеты стоят дорого, — говорит госпожа Шестопалова. — А вот в Австрию украинцы ездят охотно, с этой страной отлично налажено сообщение. В транспортном плане очень удобна и Словакия, куда можно быстро добраться на поезде.
К сожалению, у наших горнолыжных курортов недостатков не меньше, чем достоинств.
— Первая проблема, что приходит на ум, — не слишком качественная подготовка спусков из-за нехватки специальных машин, — отмечает советник министра культуры и туризма Украины Бронислав Омецинский. — В удовлетворительном состоянии разве что спуски в Буковеле, Драгобрате, Синяке, Варшавке (Славское), Мигово. Идут многообещающие работы на горе Пысана (Славское). Намерение Буковеля подать заявку на проведение зимней Олимпиады в 2018 г., я считаю, послужит дополнительным толчком к развитию горнолыжных курортов в украинских Карпатах. Потенциал для этого есть. Правда, имеются неудобства, связанные с подъездом к курортам. Например, Ивано-Франковск, через который лежит путь ко многим основным базам, — по сути, тупиковая станция. Не первый год витает неплохая идея использовать для туризма военный аэродром в Стрые на Львовщине. Насколько она осуществима — пока трудно сказать. Но, с другой стороны, везде в мире горнолыжные курорты находятся не в самых доступных местах. Однозначно, горнолыжный туризм в Украине развивается динамично. Иной раз я не успеваю отслеживать появление какой-нибудь новой трассы. Объяснения этому разные: приток инвестиций в туристический бизнес, выросшее благосостояние граждан, которые готовы тратить деньги на отдых.