"Инфляции мы не боимся", - министр экономики
Министр экономики в правительстве Юлии Тимошенко Богдан Данилишин уверяет, что нет оснований ни для экономического кризиса, ни для роста цен на российский газ
Многие экономисты, в том числе председатель совета Нацбанка Петр Порошенко, считают, что Украина на пороге очередного экономического кризиса. Как бы вы посоветовали украинским предпринимателям и простым гражданам к нему готовиться?
Я не слышал о таких прогнозах! Об этом могут говорить только люди, не желающие добра Украине. Например, на протяжении января–июля наблюдается рост по таким показателям, как ВВП. Так что прогнозы об экономическом крахе или кризисе – это попытки дестабилизировать экономическую ситуацию в Украине. Экономика – тот механизм, который должен объединять всех, независимо от политических симпатий. Если у нас будет экономическая стагнация, от этого не выиграет никто. Поэтому, на мой взгляд, сейчас мы должны делать все, чтобы политические силы объединились для поддержания нашего экономического потенциала (другие точки зрения на то, ждать ли Украине экономического кризиса и что в этой ситуации делать – Фокус).
С Банковой не прекращают сыпаться обеспокоенные заявления об инфляционных процессах в стране. Недавно президент подчеркнул, что сегодня в Украине самая высокая инфляция по сравнению с другими странами Европы.
На данный момент благодаря интенсивным действиям правительства и Нацбанка у нас нет инфляционных ожиданий. И я бы призвал другие органы власти перестать делать прогнозы погоды по поводу инфляции – для этого есть синоптики в других органах! Хотя, конечно, ценовая нестабильность беспокоит сейчас не только Украину, это мировая проблема.
Премьер-министр Тимошенко недавно сказала, что уже до 15 сентября подаст в парламент проект бюджета на будущий год. Но ведь еще неизвестна цена на газ.
Есть соответствующая система предположений по мировым тенденциям в области ценовой динамики. А по поводу газовой составляющей у нас постоянно нагнетают страсти. Она не такая уж огромная, чтобы цены росли. Она действительно серьезна, но не до такой степени, как у нас преподносится. И я не хотел бы сейчас поднимать этот вопрос, потому что идут переговоры с российской стороной по поводу формирования цены газа на следующий год.
Недавно Россия заявила, что будет пересматривать режим торговли с Украиной в связи с нашим вступлением в ВТО. Как это может сказаться на нас?
Украина рассматривает Россию как большого торгового партнера, и тут ничего не изменилось на данный момент. С Россией ведутся интенсивные консультации по поводу уровня нашего экономического сотрудничества. В ближайшие недели в Москве пройдут переговоры с министерством экономики России и другими ведомствами по вопросу как украинского экспорта в Россию, так и российского в Украину. Пока наше сотрудничество остается стабильным. Мы наблюдаем рост объемов обоюдных инвестиций.
Вы заявляли, что ваше ведомство работает над новой редакцией закона о свободных экономических зонах в Украине. Но еще совсем недавно СЭЗ были синонимом черных дыр, через которые прокручивались теневые деньги.
Если СЭЗ могут стимулировать развитие инновационных проектов, их нужно приветствовать. Хотя, конечно, их также могут использовать и для ухода от налогообложения. Нужно очень избирательно подходить к созданию СЭЗ и, основываясь на зарубежном опыте, создавать их там, где есть большая необходимость.