Лоукосты в Украине: когда украинцы будут летать по дешевке
На правах рекламы
Мечта многих украинцев дешево летать за границу и внутри страны пока так и остается несбыточной мечтой. В преддверии летнего сезона авиарынок потерял Крым, затем аэропорты Донецка и Луганска, а это около 20% авиационного трафика Украины. К тому же, девальвация гривны повлекла за собой снижения платежеспособности украинцев, а в итоге падение туристического спроса. Стоит отметить, что при всем этом цены на авиабилеты в гривневом эквиваленте у многих компаний выросли, по разным данным, на 20-45% - пишет UBR. Согласно данным Госавиаслужбы, за 8 мес. текущего года объем перевозок сократился почти на 15% – до 4,53 млн. пассажиров. А внутренние перевозки упали на 40% – до 475 тыс. человек.
Большие надежды возлагали на соглашение о едином авиационном пространстве между Украиной и Евросоюзом, которое должны были подписать 27 июня. Однако его подписание перенесли на неопределенный срок. Соглашение об "открытом небе" снимает бюрократические ограничения по назначению рейсов между Украиной и ЕС. После его подписания западные компании смогут начать полеты в Украину и составить конкуренцию украинским компаниям. Таким образом, по оценкам экспертов, цены на авиабилеты станут дешевле на 20-30%.
Сегодня все эти события препятствует появлению и развитию новых лоукостов в Украине.
Авиапутешествия теперь роскошь?
С учетом последних событий в стране, падение объемов авиационных перевозок на украинском рынке по итогам 2014 года составит не менее 40%, прогнозирует директор департамента авиационных перевозок и аэропортов Госавиаслужбы Сергей Коршук.
"Стоимость перелета неподъемна для большинства категорий граждан, а потому авиапоток падает. А классические авиакомпании, и лоукостеры пришли на рынок для того, чтобы получать прибыль", - отметил он.
Поэтому развитие авиаперевозок в Украине тормозится. "Авиационные перевозки переходят в разряд роскоши. И все наши передвижения внутри страны зачастую скатываются к железной дороге, где есть и разветвленная сеть, и возможность куда-то доехать", - отметил он.
В то же время коммерческий директор международного аэропорта "Львов" Вячеслав Чеглатонев добавил, что в частности, "Визз Эйр Украина" планировал с апреля 2014 года базировать третий самолет во Львове и увеличивать количество рейсов с 8 в неделю до 21. Но в связи с теми событиями, которые произошли, эта программа отсрочена, как минимум, на год.
"Есть предпосылки для создания и функционирования другого украинского лоукоста - AtlasJet Украина, который так же планировал базировать самолеты во Львове. Но в авиакомпании возникли проблемы с назначениями и, соответственно, эта программа так же не была запущена", - объяснил он.
Почему не развиваются низкотарифные перелеты
Сегодня только каждый четвертый украинец пользуется услугами авиатранспорта. Это около 14-16 млн. пассажиров в год на внутренних и международных перевозках. Для сравнения в США, стране с населением 300 млн., годовой пассажиропоток составляет 700-800 млн. человек. Эксперт в транспортной сфере Александр Юраков прогнозирует, что в ближайшее время ситуация со спросом на авиаперевозки существенно не изменится. Нет платежеспособности – нет пассажиропотока.
"Открытое небо" - закрыто
Эксперты называют ряд причин, которые тормозят развитие бюджетных авиаперевозок в Украине.
"Сдерживающий фактор – это двустороннее соглашение между Украиной и странами ЕС. Оно позволяет большому количеству авиакомпаний летать во многие пункты, и это способствует выходу на рынок многих перевозчиков. Но со многими странами ЕС это соглашение жестко зарегулировано, и это не позволяет другим перевозчикам, кроме тех, которые работают уже исторически, выходить на эти направления", - рассказал председатель Центра экономического и политического анализа, советник мэра по транспорту в КГГА Александр Кава.
По его мнению, эта проблема будет решена, как только вступит в силу соглашение о едином авиационном пространстве. Это может стать серьезным стимулом для авиаперевозок между Украиной и ЕС и стимулировать выход новых авиакомпаний.
Платежеспособность украинцев упала
Также, добавила доцент кафедры организации авиационных перевозок Института экономики и менеджмента НАУ Кристина Маринцева, первая проблема - это отсутствие платежеспособного спроса.
"Во многих международных организациях среди положительных факторов развития авиационной отрясли на первое место ставят экономику. Будет экономика развиваться, будет положительный товарооборот – будет платежеспособный спрос на авиаперевозки", – отметила она.
Монополия на авиарынке
Стоить отметить, что эксперты в один голос отмечают, что надо демонополизировать рынок авиауслуг, сделать его более открытым.
"Для начала нужно внедрить градацию региональных аэропортов и дать право региональным аэропортам самим устанавливать тарифы. Потому что региональный аэропорт, скажем, в Ровно, не может конкурировать по тарифам с Киевом или Львовом и никогда не перейдет градацию 10 тыс. пассажиров в месяц. А меняя статус аэропортов эту проблему можно частично решить", - считает Александр Юраков.
Во-вторых, добавил он, необходима определенная государственная политика. Специалисты прекрасно знают, что себестоимость билета напрямую зависит от стоимости топлива. Возможно, для того, чтобы авикомпании летали, можно было бы дать определенные преференции в этом направлении.
Кроме этого, есть еще и курсовая разница. Все расчеты проводятся в валюте, а билеты продаются в гривнах. И просчитать, каким будет курс завтра, очень сложно. Пока экономическая ситуация не стабилизируется, сложно спрогнозировать стоимость билета, а также возможность открытия новых маршрутов.
"Если говорить коротко, то нужно делать следующее: развивать региональные аэропорты, создавать дополнительные хабы, которые будут работать в регионах, обеспечить государственную поддержку для таких авиакомпаний, которые с нуля заходят на украинский рынок. Этого не нужно бояться. Я думаю, что конкуренция только усилит авиакомпании и даст возможность пассажирам выбирать", - резюмировал эксперт.