Разделы
Материалы

Хмельной директор

Украинцы все меньше пьют водку, и водочники ищут новые способы заработка. Например, «Союз-Виктан», помимо своих брендов, будет продавать продукцию компании «Российский алкоголь» и усиливать винное направление. о будущем отечественного «горячительного» Фокусу рассказал председатель совета директоров и совладелец «Союз-Виктана» Андрей Охлопков

Пиво – конкурент
— Эксперты прогнозируют постепенное снижение объемов рынка крепкого алкоголя в Украине. Действительно ли украинцы будут пить меньше водки?
— Думаю, да. Крепкий алкоголь будет понемногу стагнировать: водка в год будет отдавать по 1-1,5%. Потребление вина и у нас, и в России будет расти до среднеевропейского уровня (23,5 л в год), но, думаю, никогда его не достигнет. По водке обратный процесс: у нас ее потребление намного выше, чем в Европе, и оно будет снижаться, стремиться к среднеевропейскому уровню
(0,5 л в год). Но на этот уровень мы вряд ли опустимся в перспективе нашей жизни.

— Темпы обновления "модельного ряда" водки тоже упадут? Сейчас многие производители выводят на рынок похожую продукцию — "на бруньках", на молоке, с медом и перцем. Неужели креатив иссяк?

— Придумывать новое становится все сложнее. Вот откуда мы взяли "слабоалкоголку"? Мы ее увидели в Европе! Периодически на Западе появляются какие-то новые алкогольные напитки. Например, французы сейчас делают пиво с коньяком: шестиградусный напиток, в котором два градуса идет за счет коньячных спиртов, а четыре — за счет хмеля пива. Появляются новые ликеры, новые необычные сочетания в алкоголе. Наверное, и у нас до этого дойдет мода. Хотя в Украине более консервативная культура потребления алкоголя. Когда французы спрашивают меня, почему в России такое большое потребление водки, я отвечаю: вот вы себе можете представить, как где-нибудь на Ямале в 50-градусный мороз сидят мужики и пьют… сухое вино?! И наоборот, летом где-то на курорте захочется ли сесть под зонтиком возле моря и выпить водки? Вряд ли. Скорее, или "винчика" сухого, или пивком побаловаться холодненьким.

— Пиво сегодня — серьезный конкурент для водочников?

— На алкогольном рынке мы все друг с другом конкурируем. Что будет происходить внутри этого алкогольного микса, мы уже видим: вино растет, коньяки растут. Стремительно увеличивается потребление пива на душу населения. Появились такие нетрадиционные для украинского потребителя напитки, как виски, ром, джин, текила. Приходит новое поколение, у него новая культура потребления. Если вспомним, 20-30 лет назад на любой праздник у нас на столах стояла бутылка коньяка, бутылка водки и бутылка шампанского или вина. А сегодня на столах совсем иной набор алкоголя.

— Если будет реализована идея запретить телерекламу водки, ее потребление будет падать еще быстрее?

— Конечно, телевидение — один из самых эффективных инструментов для вывода новых брендов, для охвата аудитории, донесения идеи до потребителя. Но я не думаю, что реализация у нас уменьшится на порядок. Тут нужно говорить, что пиво у нас — это фактически безалкогольный напиток (Саркастически улыбается). В том смысле, что может рекламироваться везде и в любое время (тогда как телереклама водки разрешена только после 23:00 — Фокус). И пиво будет расти, а крепкий алкоголь, скорее всего, будет понемногу сдавать позиции.

— А как насчет слабоалкогольных коктейлей?

— Последние три-четыре года этот рынок перестал расти, он стабилен. С одной стороны, ушла мода на такие напитки, с другой — здесь опять-таки прямой конкурент — пиво. С него взимается меньший акциз, чем на "слабоалкоголку", и оно более активно в рекламе. Плюс пивники сместились в более молодежное позиционирование брендов. И основной потребитель "слабоалкоголки" — молодежь — переключился на пиво. Если раньше после праздников можно было увидеть пустые бутылки "Лонгера", то сегодня мы видим гору бутылок из-под пива.

Вода из лужи

— Что сегодня представляет собой группа "Союз-Виктан"?

— Это заводы в Украине, производящие водку, вино коньяки и слабоалкогольные напитки, торговая компания с 29 филиалами, работающая по всей территории страны. Завод по производству водки в Подмосковье, торговая компания в Москве, с региональными представительствами по всей территории России, а также американское торговое представительство в Нью-Йорке. Сейчас мы заканчиваем строительство цеха шампанизации в Коктебеле и будем усиливать свое присутствие в категории игристых вин. Портфель у нас достаточно широкий.

— Со всеми брендами какую часть рынка в Украине вы занимаете?

— По итогам 2006 г. у нас порядка 12% водочного рынка, столько же слабоалкогольного, а также около 10% коньячного и немного меньше — по винам.

— Кто занял место нынешнего собственника "Интера" Валерия Хорошковского после продажи им своей части акций "Союз-Виктана"?

— У нас в сентябре прошлого года было частное размещение, в результате которого он продал свои акции. Сейчас у нас в акционерах несколько западных фондов, банк и я как физическое лицо. Распределение долей решили не разглашать. Даже о своей доле не могу сказать.

— А что можете сказать о своем 31-м месте в рейтинге
Фокуса "100 самых богатых людей Украины" (№12, 23 марта 2007 г.) и оценке ваших активов в $540 млн.?
— Только рынок может дать объективную оценку. У нас в стране все оценки носят относительный, довольно субъективный характер. Реальная же рыночная стоимость компании озвучивается после выхода на биржу или при продаже.

— Кстати, о продаже бизнеса не думали? Поступали ли предложения от покупателей?

— Чтобы активно предлагали — такого не было. Хотя предложения в прошлом году поступали. Пока я не готов к этому, еще рано об этом думать.

— Налоговики часто обвиняли водочников в оптимизировании налогов. Вы с налоговой до сих пор "не дружите"?

— Зачастую эти обвинения несколько натянуты. Ведь мы постоянно в десятке самых крупных налогоплательщиков, а это — сотни миллионов гривен. За последние три года легальное производство в стране выросло практически втрое. И в такой же пропорции выросли поступления налогов в бюджет от этой отрасли. Это процесс легализации рынка.

— Действительно ли наш рынок легализуется? Россию, например, до сих пор периодически захлестывает волна массовых отравлений алкоголем.

— В Украине теневая доля рынка — меньше 10%. И совсем необязательно, что это отрава. Скажем так, "налогонеучтенная" водка. Хотя отравления алкоголем наверняка как существовали, так и существуют, хотя и не в таких масштабах, как в начале 2000-х. С теневым рынком за последние три-четыре года в стране была проведена масштабная работа.

— А производители как с подделками борются?

— Производители по-разному защищают свою продукцию. Но когда один говорит, что у него пять степеней защиты, а другой — 11, это уже маркетинговые ходы. А когда кто-то заявляет, что у него 28 степеней очистки воды, то у меня технолог спрашивает: откуда они эту воду берут — из лужи?

Взгляд на север

— Оценки алкогольного бизнеса в Украине полярны: одни говорят, что это суперприбыльно, другие — что прибылей мало из-за высоких акцизов, затрат на рекламу, продвижение. А какова ваша оценка?

— Рынок алкоголя большой, емкий и достаточно конкурентный. В разных его сегментах разная доходность: скажем, коньячный рынок вдвое доходнее водочного. Сегодня только достаточно крупное предприятие с большими объемами производства может на этом рынке что-то заработать. Вот в соседней России этот рынок более доходный.

— Чем это объясняется?

— Там более высокий уровень доходов населения, да и средняя цена продукта на полке выше, чем в Украине. Хотя, с другой стороны, в России и налоги больше. Но главное отличие российского рынка в том, что процессы консолидации на нем только начинаются. В Украине сегодня первая пятерка производителей обеспечивает 80% рынка, а в России 29 крупных компаний имеют лишь 50%. Российский рынок будет консолидироваться вокруг общенациональных игроков за счет органичного роста, создания федеральных брендов. Исход будет таким же, как и на всех мировых рынках водки: первая пятерка будет обеспечивать 60-70% рынка. И наша цель — закрепиться в этом пуле сильнейших игроков.

— Каковы сейчас ваши позиции в России?

— Последний розничный аудит говорит о нашей доле в 4,1% российского рынка водки. Первоначальная задача — выйти на 10% рынка, а дальше будем свою долю увеличивать.

На российском рынке новых конфликтов, таких, как с Nemiroff за "бруньки", не возникает?
— Нет.

— Если вернуться к украине как вы допустили, что самый молодой игрок "Хортиця" буквально ворвался на рынок и всех "растолкал локтями"?

— Это нормальная рыночная конкуренция. "Будем посмотреть", что дальше.

— Почему тогда, борясь с отечественными конкурентами, вы фактически продвигаете российского: "Союз-Виктан" стал дистрибьютором продукции российской ТМ "Зеленая марка"?

— Если у компании есть амбиции войти на рынок, она все равно войдет. Так почему мы не можем заниматься дистрибуцией ее продуктов и зарабатывать на этом? Компания "Русский алкоголь" — крупнейшая в Российской Федерации. Ее бренд "Зеленая марка" — самый продаваемый в России. И двум крупным компаниям сам Бог велел находить точки соприкосновения для успешного бизнеса на обеих территориях наших стран.

— Предлагают ли россияне что-то взамен, например, содействие в продвижении вашей продукции в России?

— Нет, в России мы работаем самостоятельно. Мы достаточно далеко продвинулись со своей системой продаж на российском рынке, у нас нет такой потребности.
Водочники без водки

— Вы сами свою продукцию часто потребляете?

— Под настроение, под сезон и под закуску. Тем более что ассортимент удовлетворяет любое желание.

— А водку других производителей пьете?

— (Смеется). В принципе — не бывает. Есть своя, так зачем же еще конкурентов буду поддерживать, причем материально?!

— У вас сердце не вздрагивает, когда вы приходите в гости, а на стол ставят водку другого производителя?

— Абсолютно спокойно к этому отношусь. У человека есть свое предпочтение, а рынок конкурентный. С конкурентами нужно конкурировать, и показательно будет, если я буду приходить куда-то, а там будет наша бутылка. И не потому, что это я туда пришел, а потому что именно ее постоянно употребляют.

— Обычно руководителей пытаются поразить какими-то интересными подарками. Что вам дарят?

— Вот в этом году мне маркетологи подарили китайско-русский словарь (намек на то, что продукция неплохо продается в Китае — Фокус).

— Олигархи время от времени собираются вместе и обсуждают, например, вопросы футбола. А производители алкоголя садятся за общий стол?

— Да, это происходит регулярно. Говорим о законодательстве, о ситуации вообще. Даже против монополистов объединялись — когда нам года полтора назад пытались цены на спирт повысить.

— У вас такие встречи "насухо" проходят? Или каждый приходит со своей бутылкой?

— Чаще всего — безалкогольно. Хотя — смотря, где встречаемся, что там наливают. Обычно это бокал вина.

— То есть, водочники обычно пьют вино, чтобы никого не обидеть?

— Получается, да (Смеется).

Основные производители водки в Украине