Разделы
Материалы

Буковель в ожидании снега

Елена Шиян

На термометре плюс девять. Снега нет. Лыжные трассы – сплошь глиняное месиво. В календарное начало туристического сезона вместо лыжников по склонам лучшего украинского горнолыжного курорта снуют строители: в Буковеле идет гигантская стройка

Украинский горнолыжный центр №1 — мировой рекордсмен по скорости роста. Во всяком случае, так утверждает генеральный директор туркомплекса "Буковель" Александр Шевченко. В карпатских горах ведется колоссальное строительство.

Стройка века
Два с половиной часа на маршрутке от вокзала Ивано-Франковска, и мы на месте. Шлагбаум на пропускном пункте комплекса почти не опускается: потоком идут грузовики и самосвалы. На пути к зданию администрации — несколько стройплощадок. У подножья горы возводят коттеджи, облачая в деревянные "рубашки" металлические конструкции. Рев бетономешалок, визг циркулярных пил.

По информации г-на Седорчука, в этом году комплекс сможет разместить в своих отелях почти тысячу туристов. Это в пять раз больше, чем прошлой зимой. Общая протяженность горнолыжных трасс теперь составляет 53 км (в прошлом году — 23 км), а к установленным ранее 6 подъемникам добавились еще 8. Стоимость каждого — несколько миллионов евро. За последнее время в инфраструктуру туристического комплекса инвестировано около $150 млн., из них $95 млн. — только в этом году.

Белые игры?
Когда гендиректор "Буковеля" Александр Шевченко заявил, что курорт готов бороться за право принимать зимнюю Олимпиаду-2018, немногие восприняли его слова всерьез. Дескать, Шевченко чересчур амбициозен. Прежде чем замахнуться на Зимние игры, нужно бы ему провести у себя чемпионат мира или хотя бы пару-тройку этапов мировых кубков. Не всегда поддерживали Шевченко и местные власти. Еще на слуху его конфликт с губернатором Ивано-Франковской области Романом Ткачем, который инициировал пересчет стоимости лесопотерь, нанесенных при строительстве курорта. Тем не менее, как сообщил Фокусу Александр Шевченко, его отношения с местными властями налажены.

—Губернатор сейчас во всем помогает, проблемы в прошлом, — говорит гендиректор. — А что касается проведения мировых чемпионатов, то у нас ведь есть еще двенадцать лет! К тому же мы не просто делаем громкие заявления, мы делаем дело! Пять лет назад мы сказали, что построим горнолыжный курорт. Что услышали в ответ? Смешки. А что сейчас? Мы уже больше словацких и польских курортов, вместе взятых! Не сможем провести Олимпиаду мы только в одном случае: если государство не будет в этом заинтересовано. Под заинтересованностью я подразумеваю помощь в развитии инфраструктуры области. С такими дорогами и аэропортом, как в Ивано-Франковске, принимать Олимпиаду не подобает. Покупать поезда и строить автобаны нам самим, разумеется, тоже не по силам.

Стройплощадка — не помеха
Пока управленцы решают, как правильно распределить инвестиции (туркомплекс принадлежит компании "Скорзонера", имеющей отношение, как пишут в прессе, к группе "Приват") и сколько земель еще арендовать, чтобы соорудить олимпийскую деревню, туристы приезжают в Буковель на отдых. Ввиду отсутствия снега редкие гости катаются на подъемниках, пьют кофе и просто бродят по склонам Карпат. Все это — под аккомпанемент оглушающего "оркестра" стройки. Ресторатор из Тольятти Галина с любопытством наблюдает за тем, как грузовой вертолет несет через гору массивные детали подъемника. Оказывается, она приехала в Буковель на разведку.

Вертолет прилетел за очередной порцией груза и поднял такой вихрь, что лежащие на земле поленья начали разлетаться в разные стороны. Одно из них угодило в колено строителя. К счастью, обошлось без серьезной травмы. Но экскурсанты поспешили на всякий случай ретироваться.
Наш гид сообщил, что стройка будет продолжаться, пока этому благоприятствует погода. Как только выпадет снег и приедут туристы, работы заморозят до весны. Но лишь частично.

—Будем возводить комплекс всю зиму, останавливать строительство мы не можем. Вы понимаете, что сегодня мы — мировые рекордсмены?! Ни один горнолыжный курорт за всю историю не сооружался так быстро! Мы обязаны строить круглый год, чтобы удержать рекордный темп, — убеждает Александр Шевченко.

В ход пойдут пушки
Во всех карпатских селах священники и простой люд просят у Бога снега — как благодати. Для местных жителей туристы едва ли не единственная возможность заработать. При средней цене простого гостиничного номера в $100, за койко-место в частном доме берут примерно 100 грн. в сутки. Есть и другие причины у гуцулов благословлять горнолыжный спорт. Близость курорта способствовала резкому повышению спроса на здешние земли.

В то, что снега не будет всю зиму, сельчане не верят. Мол, такого раньше не случалось, с чего бы в нынешнем году нас Бог обидел? Не слишком переживают из-за отсутствия осадков и на самом курорте. Главное, чтобы температура воздуха понизилась до минус 7 градусов. В мороз запустят 100 снеговых "пушек" (около 1 млн грн. за штуку), каждая из которых способна за ночь соорудить сугроб размером с одноэтажный дом.

Р.S. Когда мы покидали Буковель, пошел первый легкий снежок. Карпаты покрылись долгожданным белым покрывалом. Местные молятся, чтобы надолго.

Анатомия горных лыж